Вот уже в течение нескольких лет коллектив Рассветовского детского сада "Солнышко" успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. Одной из таких технологий является музейная педагогика, которая в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Основной целью этого направления – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческого развития личности ребенка. Именно поэтому на сегодняшний день ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Создание мини-музеев в детском саду как никогда актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в селе и не всегда имеем возможность посетить города, где размещены настоящие музеи; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и они намеренно не водят детей на экскурсии.
Понятно, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому в дошкольном учреждении создается мини-музей. Такое название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
Создание "Горницы"
И педагоги детского сада "Солнышко" всерьёз задумались над проблемой приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. И недолго думая, решили общими усилиями восстановить музейною комнату, которая была создана еще в 2003 году под руководством старшего воспитателя Галины Георгиевны Рахимулиной. Тогда работники детского сада собирали экспонаты, по своим знакомых и родственникам из разных уголков Бирилюсского района. И какое-то время спустя интерес к разбитию музейной комнаты постепенно угас.
Но в наше время все меняется очень быстро. И в 2020 году на совете педагогов было принято решение о восстановлении музея в детском саду, теперь мини-музей "Горница" - это помещение, комната для размещения тематической коллекции экспонатов (предметов быта, фотографий, одежды народов проживающих на территории Бирилюсского района).
Использование "Горницы" в образовательном процессе детского сада помогает педагогам приобщать детей к истокам народной и национальной культуры народов проживающих на территории Бирилюсского района и непосредственно поселка Рассвет. "Горница" функционирует на основании положения и тематического плана. Работа ведется на основе методического пособия О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".
"Мини-музей" расширяет кругозор
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой как для детей, так и для взрослых. Используемые формы работы с экспозициями мини-музея в основном – экскурсии: обзорные и тематические, игры-развлечения, игры-путешествия и т.п. На проводимых занятиях дети выполняют творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы). Во второй половине дня в "Горнице" воспитатели с ребятами проводят занятия по интересам: рисуют, лепят, придумать рассказы, сочиняют сказки, знакомятся с народными промыслами по средствам игры и т.д. От пребывания в "Горнице" дошкольники получают яркое впечатление. Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Кроме того, знакомство с обрядами, отображающими нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми фольклор впоследствии используются еще и на тематических праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными традициями.
В работе планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства через деятельность в мини-музее.
В заключение нужно сказать, что создание "Горницы" в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.