Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Крутихинского района Алтайского края

658750, с. Крутиха, ул. Ленинградская, 28
телефон: +7 (38589) 2-22-65, 2-23-65, 2-23-75, 2-13-45
e-mail: obnova_2@mail.ru

Местное самоуправление

от частного к общему и обратно

Повод для нашего интервью – День местного самоуправления, который

отмечается 21 апреля. О структуре местного самоуправления, трудностях

и перспективах развития местного самоуправления на территории района

и о многом другом мы беседуем с председателем районного Совета депутатов

Светланой Павловной Ждановой

и главой района Сергеем Анатольевичем Дятловым.

– Как реализуется местное самоуправление в нашем районе?

С. П.: Основной закон, который ввел раздел о местном самоуправлении – это Конституция РФ, где говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В октябре 2003 года Президент России подписал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ, который является основным документом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления в России.

Местное самоуправление на территории нашего района осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, 131-м Федеральным законом и Уставом Крутихинского района. Мы встроены в общую систему управления, где выстроено четкое взаимодействие.

– Какова структура местного самоуправления в районе?

С. П.: Сегодня в Крутихинском районе работают районный совет – высшая представительная власть – и сельские советы депутатов. Высшим должностным лицом является глава района. Сельские поселения возглавляют главы, которые одновременно являются и главами администраций сельских поселений, и возглавляют сельские советы депутатов.

В трёх поселениях района – Боровое, Буян и Долганка – главы избираются всенародно, в Крутихе – глава сельсовета избирается из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту, в остальных пяти поселениях главы избираются из числа депутатов. В районе работают 103 депутата, из них 19 – в районном Совете.

– Следовательно, к исполнительной власти относятся районная и все сельские администрации?

С. А.: Местные администрации во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом, который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом – аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий должностного лица.

– Для правильного и эффективного функционирования системы органов местного самоуправления (МСУ) необходимо разделение их труда?

С.П.: Власть на местах одна и едина (статья 3 Конституции РФ), но выражается в различных функциях органов управления. Так, функция представительного органа состоит в том, чтобы выражать волю населения местного сообщества, предавать ей общеобязательный характер, осуществлять от его имени власть. Потому разделение власти муниципального уровня может проявляться только в разграничении полномочий между представительными и исполнительными органами власти при наличии общих предметов ведения.

С. А.: Но даже при более или менее явном разделении органов местного самоуправления на представительные и исполнительные практически невозможно в чистом виде выделить "абсолютно представительные" и "абсолютно исполнительные" органы.

Круг вопросов местного значения базируется на общедемократических принципах: принцип законности (местная власть обязана соблюдать законы); приоритет прав и свобод человека и гражданина и наша обязанность соблюдать эти права; принцип гласности деятельности местного самоуправления; обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (население вправе избирать своих представителей); принцип ответственности органов и должностных лиц МСУ (любая публичная власть несёт ответственность перед народом и государством за свои действия).

Есть и особые принципы местного самоуправления, непосредственно касающиеся только вопросов местного значения. (см. ФАКТ – Ред).

– В одном из далёких посланий (в 2014 г.) Путин обратил внимание на то, что "… в системе местного самоуправления накопилось немало проблем… объем ответственности и ресурсы муниципалитетов… не сбалансированы. Считаю важнейшей задачей – уточнение общих принципов местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово-самостоятельной власти на местах". Что изменилось с тех пор?

С. А.: Пожалуй, финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления оставляет желать лучшего, но для повышения роли местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий необходимо дальнейшее совершенствование его финансовых основ и межбюджетных отношений. На данном этапе законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. У нас появилось гораздо больше возможностей участвовать в целевых федеральных и региональных программах.

Консолидированный районный бюджет почти на 75% зависит от поступлений из федерального и краевого уровней бюджетной системы. И только 25% мы вкладываем из наших собственных доходов. Поэтому в планах Крутихинского района, исходя из текущего положения, привлечь на нашу территорию как можно больше средств на реализацию крупных целевых программ.

– Насколько понятны и поддерживаемы ваши стремления населением?

С. А.: Пожалуй, наиболее подготовленное население уже начинает понимать, что бюджеты не самодостаточны и их возможностей едва хватает. Потому местную власть должны слышать, на её предложения общество должно реагировать. Проблемы конкретного человека и конкретных территорий решаются здесь, на местах, и никто этих вопросов лучше нас не знает. Только общепринятое решение и будет являться нашим местным самоуправлением. Вступая в программы местных инициатив, где как раз и срабатывает один из особых принципов – самостоятельность! – нам удалось обеспечить Крутиху детскими площадками, а в этом году в Долганке начнётся строительство новой водонапорной башни.

– Однако русский человек или его менталитет славится гражданской пассивностью, инертностью, а порой иждивенчеством, или жизнь всё-таки заставляет меняться и проявлять инициативы?

С. А.: Надо признать, что чаще инициативы исходят от глав сельсоветов. И уже совместно с местной властью: и ремонт дорог, и ремонт водопроводов, и площадки детские.

– А где же депутатский контроль?

С. П.: На мой взгляд, работа депутата заключается не только в контроле за деятельностью администрации, не в попытке найти недостатки в её работе. Секрет успешной работы местных органов власти строится на тесном взаимодействии исполнительной и представительной власти. Эффективный Совет депутатов должен состоять из сплоченной команды профессионалов, которая готова в силу своих полномочий помогать главе, поддерживать его решения, направленные на благополучие его жителей. Депутаты должны стать надёжной опорой главе!

Хочу, пользуясь случаем, сказать большое спасибо нашим ветеранам, депутатам прошлых созывов: В. Е. Прошкину, С. В. Кобылину, В. Г. Вовченко, В. Н. Гончарову, О. Н. Ковылиной.

– С какими вопросами жители могут обращаться к муниципальным депутатам?

С. П.: По сути, с любыми, которые их волнуют. Только хочу обратить внимание, что процедура депутатского запроса должна осуществляться согласно установленному регламенту: сначала обращение обсуждается с председателем райсовета, а затем направляется для исполнения ответственным лицам. Если проблема связана с вопросами местного значения, нет смысла обращаться сразу к Президенту или губернатору, игнорируя попытки направить обращение на более низкий, местный уровень, где проблема и должна решаться.

Надо понимать, что президент не выделит денег на ремонт водопровода в деревне, а губернатор не поедет заделывать ямы в асфальте на дорогах. Все эти обращения, в конечном итоге, будут перенаправлены в районную администрацию, так как они относятся к вопросам местного значения.

– Какими вы видите перспективы развития местного самоуправления?

С. А.: Чтобы перспективы были положительными, не нужно забывать, что местное самоуправление касается не только органов власти. Оно напрямую касается и населения. Успех местного самоуправления зависит от слаженной работы и понимания между органами представительной и исполнительной власти, от поддержки и активности населения. Нужно понять, что один глава администрации не в силах в одночасье изменить направление развития района. Нужна народная поддержка.

– По вашему мнению, выполняется ли в настоящий момент главная функция местного самоуправления – быть властью, наиболее близкой к народу?

С. А.: С уверенностью могут сказать, на местном уровне – да! (см. КСТАТИ – Ред.). Мы готовы говорить честно и открыто. Нашим гражданам нужно понимать, что делает власть. Население должно оценивать эффективность нашей работы. По этому поводу нам приходится слышать много критики, причем не всегда справедливой.

– Ваши пожелания коллегам в профессиональный праздник.

С.П.: От души хочется пожелать здоровья, понимания, терпения, желания работать ради людей и для людей. И чтобы эта работа приносила только удовлетворение. С праздником, уважаемые коллеги!

С. А.: Ставьте ясные, чёткие, измеримые, конкретные цели. И всё получится! Большая благодарность за активную жизненную позицию главам сельских поселений, их путь от разочарований до побед, поверьте, весьма нелёгок.

КСТАТИ

Эффективность работы местной власти каждый житель района может оценить на официальном сайте Алтайского края или Крутихинского района.

По итогам IT-опроса населения, проведенного в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 23.12.2013 г. № 72, в разрезе муниципальных образований по состоянию на 31 декабря 2017 года деятельностью главы Крутихинского района удовлетворены 80,9% опрошенных.

Данный результат вошёл в пятёрку лучших по краю.

ФАКТ

1. Принцип самостоятельности населения в решении вопросов местного значения является ключевым для организации местной власти, так как эта власть подзаконная и действующая в пределах, установленных законом, но, установив пределы действия местного самоуправления, государство более не вправе вмешиваться в дела местного самоуправления. Население самостоятельно устанавливает структуру местного самоуправления, самостоятельность в управлении муниципальным имуществом, самостоятельность в решении финансовых вопросов (принимают местный бюджет и исполняют его, устанавливают местные налоги и т. д.). В строго оговоренных случаях государство может вмешиваться, но только в виде исключения.

2. Организационная обособленность местного самоуправления от органов государственной власти. Данный принцип формулирует статья 12 Конституции: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Не путать с независимостью! Могут быть созданы какие-либо свои особенные органы местного самоуправления. Органы государственной власти не вмешиваются в процесс назначения на должности в органы местного самоуправления.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления и учёт местных, национальных, культурных, исторических и иных особенностей.

4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления объёму его компетенции. Для местного самоуправления государство в своих законах определяет объём компетенции, но государство же и определяет источники материальных и финансовых ресурсов, которыми может располагать муниципальная власти.

5. Принцип государственной гарантированности местного самоуправления. Гарантированность означает создание со стороны государства необходимых условий для существования местного самоуправления. Условия этих гарантий могут быть закреплёнными в законодательстве, это могут быть гарантии, связанные с организационными проблемами (разработка модельных правовых актов, семинары и обучение местных работников и пр.).

Автор: Лилия Доронина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 391

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика