Эти Чтения - церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. В этом году их основная тема была озвучена так: "Нравственные ценности и будущее человечества". Церемонии их открытия предшествовала Божественная литургия в кафедральном Храме Христа Спасителя.
Открытие и пленарное заседание форума в зале Государственного Кремлевского дворца возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Приветствие Президента РФ Владимира Путина участникам крупнейшего церковно-общественного форума огласил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко. Так же с приветственным словом к собравшимся обратились первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александр Жуков; министр иностранных дел РФ Сергей Лавров; министр образования и науки РФ Ольга Васильева; министр культуры РФ Владимир Мединский и другие.
В зале находились более шести тысяч человек – члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, главы митрополий, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, руководители федеральных служб Российской Федерации, руководители департаментов федеральных министерств и ведомств, главы регионов, ректоры и представители российских и зарубежных вузов, директора общеобразовательных организаций, священнослужители и педагоги.
В приветственном слове патриарх Кирилл сказал о необходимости с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации. Рождественские чтения – уникальный форум, аналогов которому нет ни в одной Церкви мира. "Епископат, духовенство, миряне: люди, занимающие разное положение в обществе, ученые, политики, преподаватели вместе обсуждают животрепещущие темы. Темы, которые действительно стоят на повестке дня церковно-общественных и церковно-государственных отношений…Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения", - отметил Предстоятель Русской Церкви.
Существенное внимание на Чтениях уделялось вопросам образования, которым была посвящена серия мероприятий: круглый стол "Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования", секция "Просветительская работа со школьниками вне рамок образовательных программ", круглый стол "Ответственность педагога за нравственное воспитание молодежи", конференция "Православная вера и наука в России в наше время: конструктивный диалог", секция "Актуальные вопросы национального суверенитета России: нравственность в науке, образовании, культуре, здравоохранение, экономике, праве", круглый стол "Нравственные ценности как средство развития молодежной среды", конференция "Духовно-нравственное воспитание личности: традиции и современность" и другие.
Особый интерес вызвала конференция "Общенациональные базисные ценности и российская цивилизационная идентичность в современной системе образования", которая проходила в рамках заседания Всемирного русского народного собора 26 января в зале Церковных Соборов. Крайне важные и сложные вопросы обсуждались в рамках данной конференции. Сегодня, как никогда остро, стоят вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование у детей таких базисных ценностей, как вера, справедливость, свобода, мир, нравственность, патриотизм, честность, милосердие, семья, достоинство, солидарность, самоограничение и жертвенность, культура и национальные традиции. Говоря о базисных ценностях как основы национальной идентичности, особый акцент на конференции сделан на необходимость солидарного воспитания обучающихся. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплоченности перед лицом внешних и внутренних вызовов.
Ценности формируются в семье, неформальных группах, трудовых коллективах и т.д. Но наиболее системно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. И основным носителем тех ценностей, которые он должен транслировать своим ученикам, является учитель. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективными, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Поэтому, в педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо, на мой взгляд, установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.
Л. Ю. Шатрова, директор ГБОУ СОШ № 3 г. о. Октябрьск