выдающегося государственного деятеля, Героя социалистического труда, Кавалера
семи орденов Ленина и других государственных наград, министра путей сообщения
СССР с 1948 по 1977 годы, а в военные годы с 1942 по 1944 годы начальника
Куйбышевской железной дороги.
В нём приняли участие начальник Куйбышевской железной дороги Роман
Фёдорович Сайбаталов, Глава г. о. Октябрьск Александра Викторовна Гожая,
начальник Ульяновского отделения железной дороги с 1985 по 1990 годы Сергей
Николаевич Ермаков, начальник Пензенского отделения железной дороги с 1986 по
2000 годы Николай Иванович Шигин, работники железнодорожных предприятий
Октябрьского узла, представители городской общественности.
После теплых приветственных речей, почетное право разрезать ленточку, а также
открыть выставочную экспозицию, посвященную славной биографии легендарного
министра, было предоставлено Роману Сайбаталову и Александре Гожей, а также юным
жителям нашего города. Затем почетные гости и участники мероприятия познакомились
с экспозицией, рассказывающей о Борисе Бещеве и экспонатами музея.
Сотрудники Куйбышевской железной дороги постарались максимально точно
воссоздать атмосферу железнодорожной станции первой четверти XX века. Гостей
экспозиции встречает манекен телеграфиста в форменной одежде тех лет, а рядом с ним
на столе стоит телеграфный аппарат Морзе. Картину дополняют мебель, обмундирование
железнодорожников, предметы их быта. На стенах – стенды с фотографиями из жизни
страны и Бориса Бещева. В экспозиции представлены уникальные документы той поры,
когда Борис Павлович возглавлял Куйбышевскую дорогу. Это его личное дело, приказ от
1942 года о назначении Бещева на должность начальника железной дороги им. В.В.
Куйбышева, подписанный народным комиссаром путей сообщения СССР Андреем
Хрулёвым и ряд других уникальных документов.
Помощь в создании экспозиции, обустройстве музея и приобретении экспонатов
оказали администрация г.о. Октябрьск и сотрудники городского краеведческого музея.
Борис Павлович Бещев родился 16 июля 1903 года в селе Великое Ярославской
губернии в семье рабочего-текстильщика. Рано осиротел и воспитывался в семье старшего брата. В 1919 году его семья переезжает в Поволжье, и там юный Бещев начинает свой
рабочий путь – в 16 лет он поступает на железнодорожную станцию Батраки учеником
телеграфиста, и проработал здесь телеграфистом вплоть до 1924 года. Затем он
переходит на выборную профсоюзную должность – сначала был председателем Клуба
железнодорожников на станции Батраки, затем – всего Сызранского узла. В 1930 году
поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который
окончил с отличием по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации
железных дорог". После его окончания работал инженером на станции Ховрино
Октябрьской железной дороги, заместителем начальника станции, затем его пригласили в
аппарат НКПС на должность старшего ревизора-диспетчера по дорогам Центра. В этом
качестве Б. П. Бещев курирует Белорусскую железную дорогу. А в ноябре 1937 года, в
возрасте 34 лет, становится начальником Орджоникидзевской железной дороги. И
руководит ею успешно: там и тогда он получил свой первый орден Ленина (а всего их у
него за всю его жизнь будет семь).
Началась Отечественная война, и для оперативного решения новых задач
Государственный Комитет Обороны ввел должности уполномоченных НКПС. 30 июня
1941 года Б.П. Бещев становится таким уполномоченным – сначала по Северному, а потом
по Ленинградскому фронту, где сложилась особо тяжелая обстановка. Но, несмотря на
жестокие немецкие бомбежки, железная дорога действовала бесперебойно – до самого
последнего дня, когда путь был свободен. Во времена полной блокады Б.П. Бещева
направляют в Москву, где он становится начальником Оперативно-эксплуатационного
управления НКПС. Его задача – наладить интенсивное двустороннее движение с запада на
восток и юг страны (эвакуировать заводы, оборудование, рабочих) и оттуда – на запад
(доставлять войска и вооружение). В таких условиях на отдельные дороги выпадала
особая нагрузка, они становятся главными артериями страны. Таковой была, например,
Куйбышевская дорога с ее выходами, как в Европейскую Россию, так и на Урал и в
Среднюю Азию.
Начальником этой дороги в июле 1942 года и становится Б.П. Бещев – начальником той
самой дороги, где он начинал свой трудовой путь 23 года назад.
Ценный опыт Б. Бещева, его талант управленца, знания и характер не остались
незамеченными. И его назначают заместителем, а потом – в марте 1946 года – первым
заместителем наркома путей сообщения СССР. В 1948 году, 5 июня, он стал министром
путей сообщения СССР. На этом посту он проработал почти 30 лет. 4 января 1977 года он
вышел на пенсию. Скончался Борис Павлович 27 мая 1981 года.
Итак, 30 июля 2018 года, Октябрьцы, накануне празднования Дня города и Дня
железнодорожника, стали свидетелями замечательного события- в культурном
пространстве нашего города, на улице Вокзальная, 14 появилось ещё одно знаковое место.