с целью выработки предложений по снижению административной нагрузки на педагогов
В мероприятии приняли участие представители Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области, представитель Самарского филиала Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" доцент Владимир Васильев, руководители и педагогические работники образовательных учреждений Самарской области и Северо-Западного округа.
Модератором дискуссионной площадки "Антибюрократическая учительская инициатива" выступила координатор проекта партии "Единая Россия" "Новая школа", заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке профессор Галина Козловская.
Цель встречи - выяснить, что мешает педагогам выполнять свои непосредственные обязанности.
Участниками заседания стали 35 педагогических работников. В ходе оживленной и заинтересованной дискуссии по проблеме излишней административной нагрузки на учителей школ, участниками были высказаны конструктивные предложения и обсуждены меры, которые позволят избавить учителей от лишней отчетности.
Модератор дискуссионной площадки депутат Самарской Губернской Думы Галина Козловская отметила, что в связи с многочисленными обращениями учителей вопрос о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был поднят уже давно еще на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации Путина В.В.
По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено провести анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением общественности и экспертов. В результате анализа выявлено:
избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой;
отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе;
принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся
к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.
В июне 2019 года состоялись парламентские слушания в Государственной Думе, участие в которых приняли педагоги из всех регионов. Там был поднят обсуждаемый вопрос, и министерству просвещения России было дано поручение разработать пакет документов по снижению бюрократической нагрузки на учителя. Министр просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильева, выступая на слушаниях, отметила необходимость снижения отчетной работы для учителей "… в школе должно остаться, и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник".
В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций)".
В ходе обсуждения проблемы бюрократической нагрузки учителей в рамках дискуссионной площадки директором ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Михаилом Пучко было высказано предложение по сокращению общего количества и упорядочению проведения единых уроков в субъектах РФ. Обращалось внимание на то, что при выборе тематики и времени их проведения необходимо учитывать особенности учебного процесса в образовательных организациях Самарской области. Единые уроки зачастую проводятся во время учебных занятий и дублируют содержание классных часов или элементов воспитательной работы в школе.
Особую поддержку участников обсуждения вызвало развёрнутое и аргументированное выступление Натальи Чугуновой, педагога ГБОУ СОШ с.Кошки, в котором была актуализирована необходимость сокращения излишней отчетности учителей в рамках учебной, внеурочной и воспитательной деятельности, а также недопустимость дублирования бумажных и электронных форм отчетной документации. По мнению педагога, предъявляемые требования к форме (фотографии с мероприятий, заданные таблицы и т.д.) и срокам отчётов, создают атмосферу недоверия к труду педагога и ставят под сомнение целесообразность и эффективность проводимых мероприятий.
Круг проблем, связанных с необоснованным усложнением методического сопровождения учебного процесса был очерчен Ольгой Свиридовой, учителем ГБОУ с.Елховка, к которым были отнесены и сроки действия федерального перечня учебников (3 года), и серьёзные сложности педагогов, связанные с созданием программ по внеурочной деятельности, и трудоёмкость получения экспертизы рабочих программ на различных уровнях.
Актуальной в среде педагогов и руководителей образовательных организаций представляется проблема составления отчётной документации о работе с детьми с ОВЗ, которая была поднята Ниной Батуриной, педагогом СОШ им.Е.М.Зеленова п.г.т.Новосемейкино. По общему мнению, помимо серьёзных затрат времени, отсутствует полный реестр форм необходимой документации.
Участники дискуссионной площадки, понимая важность и необходимость межведомственного сотрудничества и взаимодействия образовательных организаций с органами здравоохранения, социальной защиты, прокуратуры, МВД и МЧС и пр., тем не менее, единодушно высказались за необходимость существенного сокращения, унификации и регламентации документов, предоставляемых по запросам в указанные ведомства, особенно если запрашиваемая информация находится в открытом доступе в сети Интернет. Все участники дискуссии были солидарны в необходимости принятия мер, которые позволили бы сократить отчетность, убрать дублирование электронных и бумажных форм отчетности и тем самым высвободить педагогам время для собственно образовательной и воспитательной деятельности.
Основные положения были зафиксированы в резолюции мероприятия:
1. Сократить излишнюю отчетность педагогического состава школ в рамках учебной, внеурочной и воспитательной деятельности, ограничив ее следующими документами: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник.
2. Исключить дублирование бумажных и электронных форм отчетной документации.
3. Сократить и упорядочить проведение единых открытых уроков в субъектах РФ с учетом особенностей учебного процесса и выбора оптимального времени для их проведения.
4. Продлить срок действия федерального перечня учебников с 3 до 5 учебных лет.
5. Разработать методический документ по составлению отчетной документации о работе с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
6. Исключить составление отчетной документации и представление информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов системы здравоохранения, социальной защиты.
В итоге все участники дискуссии были солидарны в необходимости принятия мер, которые позволили бы сократить отчетность, убрать дублирование электронных и бумажных форм отчетности и тем самым высвободить педагогам время для собственно образовательной и воспитательной деятельности.