Великий символ Октябрьска
30 августа исполнилось 140 лет Александровскому мосту через Волгу
30 августа исполнилось 140 лет Александровскому мосту через Волгу. Его строительство было начато 17 августа 1876 года и закончено 30 августа 1880 года. С этого дня по нему началось движение поездов. Открытие моста было приурочено к 25-летию царствования императора Александра II, в честь этого юбилея мост назвали "Александровским".
Этому знаменательному событию было посвящено торжественное мероприятие, которое прошло в пятницу, 4 сентября, на площадке у этого шедевра железнодорожного сооружения. Его почётными гостями стали исполняющий обязанности первого заместителя начальника железной дороги открытого акционерного общества Российские железные дороги Дмитрий Николаевич Кулажников, заместитель директора инфраструктуры по эксплуатации Олег Евгеньевич Чайка, заместитель председателя Дорпрофжел, руководитель Самарского филиала Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Сергей Михайлович Старостин, Глава городского округа Октябрьск Александра Викторовна Гожая.
Дмитрий Кулажников в своем приветственном выступлении отметил: "Сегодня в честь 140-летия Александровского моста мы открываем памятную стелу. Она отмечает не только возраст моста, но и символизирует вклад многих поколений железнодорожников в развитие и поддержание транспортной структуры государства, основы его могущества. Особенно приятно отметить, что именно в этом году Центральная дирекция инфраструктуры включила данное сооружение, как одно из наиболее приоритетных в инвестиционную программу, реализация которой рассчитана в период с 2021-2025 годы. В ближайшем будущем здесь закипит большая стройка. Реконструкция будет включать в себя смену пролетных строений, ремонт опор и опорных частей". Много теплых слов в адрес тех, кто из поколения в поколение поддерживает мост в исправном техническом состоянии и тех, кто обеспечивает его охрану, прозвучало и от других почетных гостей.
В своём выступлении Александра Гожая подчеркнула, что город Октябрьск по праву считается городом железнодорожников. Многие выпускники школ хотят связать свою судьбу с железной дорогой, беря пример со своих родителей. В связи с этим при школе № 8 организован железнодорожный класс, где старшеклассники будут постигать азы основных железнодорожных профессий.
В ходе торжественной части мероприятия прошла церемония награждения Почетными Грамотами, Дипломами Куйбышевской железной дороги и Благодарственными письмами лучших железнодорожников. Почетных наград удостоились также директор городского краеведческого музея Владимир Кульпанов, коллекционер – общественник, обладатель уникальной коллекции открыток с изображением Александровского моста Евгений Рябов, коллективы МБУ "Городской краеведческий музей", общественная организации "Содружество детских и молодежных объединений г.о. Октябрьск.
В ходе мероприятия были проведены показательные учения по отражению нападения на Железнодорожный мост сотрудниками его охраны и линейного отделения полиции.
Завершилось торжественное мероприятие концертом творческих коллективов ДК "Железнодорожник".
Наша справка:
Октябрьский мост - грандиозное сооружение, созданное гением русского инженерного искусства. По длине (около 1,5 км.) оно занимало первое место в Европе и шестое в мире. Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью.
Впоследствии мост не раз подвергался реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролётные строения. В частности, в 1918 году отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролёты. Во время Великой Отечественной войны мост, как важнейший стратегический объект, защищал 767-й зенитно-артиллерийский полк.
Из первых металлических пролётных строений моста на станции "Правый берег Волги" в дальнейшем построили пешеходный переход через железнодорожные пути, который существует и по сей день.
На территории современного Октябрьска до настоящего времени сохранились памятники железнодорожной архитектуры: здания железнодорожных вокзалов конца XIX века, начала и середины ХХ века, старые жилые постройки для служащих станции. В здании железнодорожного вокзала конца XIX века в настоящее время находится городской краеведческий музей, в фондах которого собрана большая коллекция экспонатов по железнодорожной тематике. На станции Батраки начал свой трудовой путь Борис Павлович Бещев, ставший впоследствии министром путей сообщения СССР (1948-1977 гг.). В период его руководства отраслью была проведена коренная реконструкция российских железных дорог. Вот так в истории города Октябрьска переплелась история культуры и железнодорожного транспорта.