Маргарита Николаевна Хохлова – личность в нашем городе хорошо известная и многогранная. Её, как замечательного педагога, преподавателя английского языка, знают и помнят не только многие благодарные выпускники ГБОУ СОШ № 9, но и родители этих выпускников, и даже их бабушки и дедушки, которые в разное время тоже были её учениками. А скольким жителям Октябрьска она оказала помощь, будучи помощником депутата городской Думы трех созывов, членом городского политсовета партии "Единая Россия", и, вдобавок, ещё и активным профсоюзным деятелем! Весной этого года М. Н. Хохлова стала участницей областного конкурса "Моя семьЯ на службе Отечеству", посвящённого 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, написав обширный исторический материал о своих замечательных предках – нескольких поколениях семьи Карпычевых, потомственных железнодорожниках, чьим трудом зарождался и развивался наш город. Сегодня, в Год семьи и День города, с её любезного согласия, мы публикуем этот материал для читателей газеты "Октябрьское время".
Родилась я в семье Карпычевых, род которых ведёт свой отсчёт с 1700 года. Фамилия эта происходит от имени Карп – рыба, рыбак. Основателем рода Карпычевых и стал Савин Карпычев (1832 года рождения) из села Борма Симбирской губернии, все наши предки были крепостными крестьянами. После отмены крепостного права они ушли в пролетариат. У Савина был сын Иван, а у Ивана был сын Алексей Савинович, 1859 года рождения, мой прадед. Сын Алексея Ивановича - Андрей Алексеевич Карпычев, приходится мне родным дедушкой.
Самый старший из Карпычевых, Савин, после отмены крепостного права в 1861 году повелел сыновьям идти работать на железную дорогу, где тогда их кормили и выделяли землю под строительства жилья. Первые железнодорожные специальности Карпычевы получат в дорожно-технической школе города Пензы, открывшейся в 1879 г. Но это случится много позже. А пока, в связи с активным строительством железных дорог, наши предки перебрались в село Батраки.
Они хорошо помнили, как в 1867 году была открыта Ряжско-Моршанская железная дорога, как прошёл первый поезд. Однако пуск дороги до Моршанска не решил всех транспортных проблем. Необходимо было выйти к главной водной артерии страны – Волге, по которой осуществлялись значительные перевозки зерна, леса и других стратегических товаров. Акционеры общества Ряжско-Моршанской дороги на своём собрании в мае 1868 года постановили ходатайствовать перед правительством о продолжении строительства дороги от Моршанска через Пензу до Сызрани. Но здесь всё шло не так гладко. Вмешались конкуренты.
В нашей семье хранилась копия документа, датированного 1868 годом, - "Записка уполномоченного от Сызранского Городского Общества 1-й гильдии купца Алексея Леднева о пользе направления железной дороги от Сызрани к Нижегородской линии". В этой записке, направленной в правительство, указывались значительные преимущества нового проекта перед Моршанским. В "Записке" приводился подробный анализ наименования и объёмов грузов, которые должны были перевозиться по предлагаемой дороге на Нижегородскую ярмарку. Кроме зерна указывались товары, поступающие гужевым транспортом и караванами верблюдов из Заоренбургского края, Урала, а также Средней Азии.
М. Н. Хохлова
Материал предоставлен Советом ветеранов войны, труда Вооружённых сил и правоохранительных органов г. о. Октябрьск, публикуется с небольшими сокращениями.
На фото:
Автор этого материала - М. Н. Хохлова (в центре) - награждается Благодарственным письмом министерства образования и науки Самарской области за безупречный и добросовестный труд и в связи со своим 80-летием. ДК "Железнодорожник", август 2023 года.