"Неумение петь в хоре есть неграмотность, а нежелание петь в хоре есть преждевременная старость". (Платон)
"Неумение петь в хоре есть неграмотность, а нежелание петь в хоре есть преждевременная старость". (Платон)
Самое интересное то, что уже в древние времена люди понимали разницу между понятиями петь и кричать песню. Русские народные песни подхватывались и распевались по городам и селам в своих собственных версиях и часто возвращались в совершенно неузнаваемом виде – совсем как анекдоты в наше время.
Что же отразилось в народной песне? Прежде всего – быт и нравы крестьянской России, т.к. крестьянство до революции составляло основную долю населения. Это сельскохозяйственные и мыльно-оперные песни про любовь "Матушка, что во поле пыльно?", которые исключительно колоритны и интересны по сей день. Но…. крестьянские хоровые ансамбли никогда не были концертными коллективами. Они пели сами для себя и ради собственного удовольствия, от полноты жизни. Артельным пением руководили певцы-запевалы на общественных началах. Эти счастливчики обладали от природы лучшими голосами, умели искуснее других распеть песни. Они знали много песен от отцов, дедов и приятелей из соседних деревень. Такое хоровое искусство отражало самобытность русского характера, а как вы думали?
В начале XX века русский певец Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927) хорошим матом послал далеко и надолго представителя немецкой скрипичной фирмы, который отказал ему в выпуске качественных балалаек! И взял и всем назло создал первый в мире Крестьянский концертный хор! Коллектив действительно состоял из крестьян в основном Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Но хитрость состояла в том, что все они были крестьянами-наемниками, т.к. работали на московских заводах. Этот замечательный факт шоу-бизнеса помог избавиться от таких затрат как переезд, размещение и питание, сэкономив гениальному Пятницкому много денег.
Первое выступление этого хора произвело невиданный фурор. Никто из зрителей не поверил, что поют не профессиональные музыканты. Один полоумный критик лично полез на сцену для проверки и вцепился в бороду колоритному крестьянину, получив балалайкой по лицу. Оригинальный концерт народной музыки плавно перетек в классическую драку с использованием музыкальных инструментов. Но скандал, как водится, лучшая реклама. Вот так было положено начало для концертного исполнения русской песни хором. А Пятницкий расплатился за успех первым инфарктом.
Второй инфаркт с Митрофаном Ефимовичем случился уже в советский период. А дело было так. После захвата почты, телефона, телеграфа, печати, мостов, а также штурма Зимнего, В.И. Ленин осознал важность хоровой культуры в деле воспитания масс в революционном духе. Поэтому в самые первые послереволюционные годы в стране начали спонтанно создаваться коллективы совершенно разных направлений. Одной из концепций новой власти было: "Пусть лучше поют, чем бунтуют". Очень часто политические выступления рабочих, демонстрации сопровождались совместным пением революционных песен и гимнов.
1918 году Ленин в беседе с Пятницким после одного из концертов его хора неожиданно для всех высказал глубокую мысль об огромном значении народного творчества в пропаганде советской власти и в общекультурной программе развития страны. В этой исторической застольной речи он даже пообещал не расстреливать весь хор как собрание поющих кулаков, а самого товарища Пятницкого – как уцелевшую по недосмотру ЧК белогвардейскую контру.
После того памятного случая, стоившего товарищу Пятницкому второго инфаркта, хор часто и с большим успехом выступал как в различных концертах, так и на кремлевских праздниках. Деятельность М.Е. Пятницкого была по достоинству оценена советским государством – ему одному из первых было присвоено звание заслуженного артиста Республики. Сейчас Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого – крупнейший стационарный народный коллектив, яркий и интересный. С 1962 года – народный артист СССР, композитор Владимир Сергеевич Левашов принял на себя благородное руководство заслуженным коллективом.
Почему мы на этом заострили внимание? Да потому, что до хора им. Пятницкого Владимир Сергеевич руководил известнейшим Государственным Новосибирским народным хором, в котором работала наша известная землячка, жительница с.Синодское, заслуженный работник культуры СССР Листратенко Валентина Федоровна. О творчестве Валентины Федоровны, талантливого и скромного человека, живущего в нашем районе, мы расскажем в следующей публикации.
И. БАЛАХНИНА, преподаватель Воскресенской ДШИ