Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Воскресенского муниципального района (Саратовская область).

413030, Саратовская область, Воскресенский район, с. Воскресенское, ул. Шеина, д.25
телефон: 8(845-68) 2-24-85, 2-21-84
e-mail: redaktor4@yandex.ru

Быть или не быть родному селу?

Я уроженка села Воскресенское. В 2013-14 учебном году заканчиваю обучение в школе райцентра. В моих планах после получения профессионального образования - возвращение в родное село.

Я уроженка села Воскресенское. В 2013-14 учебном году заканчиваю обучение в школе райцентра. В моих планах после получения профессионального образования - возвращение в родное село. Здесь я хочу найти работу по специальности, устроить свою личную жизнь, так как очень привязана к родным местам, чудесной природе и полноводной красавице Волге. Я люблю свое село. Меня никто не учил его любить, да в этом и нет нужды - это моя малая родина - маленькая точка на карте, место моего рождения, детства, настоящей юношеской любви, место, где я планирую прожить всю свою жизнь рядом с родными и близкими людьми.

Сегодня в моем селе проживают около 3,5 тысячи человек.

Откровенно говоря, Воскресенское не лучше и не хуже тысяч других мест, но для меня оно единственное, особенное и ничем незаменимое. Образ малой родины, её запахи, её звуки дороги каждому патриоту. Очень хочу, чтобы мое село развивалось и процветало в настоящем и будущем. Сейчас не очень престижно жить в сельской местности, где много различных неудобств и проблем, которые на протяжении многих лет не решаются, а решать их всё равно нужно и кому, как не молодому поколению?

Если приложить свои усилия, желание, активность, вполне возможно улучшить нашу сельскую жизнь. Считаю, что проживающая в селе молодежь, вернувшиеся сюда выпускники школы, любящие свое село, желающие сохранить и преумножить его богатства, имея за плечами высшее и среднее специальное образование, могли бы многое изменить: инфраструктуру и образ жизни села, сделать его привлекательным, и благоустроенным, а свою личную жизнь - вполне благополучной.

Быть или не быть селу? Каким ему быть? Кто остается в селе, и что их привлекает, тех, кто остается? Как им живется сейчас, и какие проблемы они решают ежедневно, что хотели бы изменить, и как сделать так, чтобы в село возвращалась молодежь?

На эти вопросы я попыталась найти ответы в своей исследовательской работе под руководством учителя истории и обществознания С.А. Жирновой. А помогали мне в этом наши воскресенские выпускники 90-х годов и нынешние старшеклассники...

1991 год - год серьезных перемен в жизни страны, год распада СССР и образования суверенной России, выборы первого президента Российской Федерации и уход в отставку Президента СССР. А еще в этот год моя мама – Татьяна Макеева (Андриянова) закончила школу. Перед ней и ее одноклассниками открывались перспективы новой жизни в суверенной России. Планов и надежд было много.

Осуществляемые правительством экономические реформы открыли дорогу рыночной экономике. Стали происходить многочисленные изменения в различных сферах общественной жизни: массовая переквалификация кадров, закрытие или перепрофилирование фабрично-заводского производства; повышение цен на товары и услуги; постепенный отход от уже ставших привычными традиций получения бесплатного жилья, образования и медицинского обслуживания; сокращение численности населения; появление безработицы, падение морально-нравственных устоев и т.д.

Получив профессиональное образования в Саратове (АУПК "Кругозор"), не решив вопросы трудоустройства и жилья в городе, моя мама сразу же без раздумий вернулась в родное село Воскресенское. Её пример убеждает, что можно и нужно жить там, где человек родился, вносить свой посильный вклад в развитие своей малой родины.

Меня интересовал вопрос: кто еще остался в родном селе из выпуска 1991 года, как сложилась их жизнь? С фотографии выпускников того года на меня смотрели почти мои ровесники, мама рассказала о своих одноклассниках. Меня поразили некоторые факты из совсем еще недалекой жизни молодых ребят.

Из 15 выпускников 11 "А" в настоящее время в районе проживает 10 и из 15 выпускников 11 "Б" тоже столько же - то есть три четверти выпускников 1991 года остались жить и работать в своём селе. Я решила поподробнее познакомиться с их судьбами. Проведенные анкетирование и социологическое исследование, а также знакомство с трудоустройством и проживанием выпускников 90-х годов XX века были интересными во всех отношениях.

Получился грустный вывод: только 132 из 300 выпускников 90-х вернулись в родное село Воскресенское, что составляет 44 %. Среди них самый высокий показатель проживающих на селе имеют выпускники 1991 года: 20 человек из 30-ти. Наименьший процент проживания в сельской местности среди выпускников 1995-96 учебного года - 23%.

Из года в год прослеживается тенденция сокращения числа выпускников, возвратившихся в родное село. Где они? Почему их жизнь никак не связана с малой родиной? Оказалось, что большинство из них проживают в Саратове и городах области, их переманили хорошие заработки и удобства городской жизни, девушки вышли там замуж.

На вопрос, почему не захотели вернуться домой, многие давали одинаковый ответ – нет возможности работать по специальности, нет жилья, нет спортивных и культурно-развлекательных центров. А по моему мнению – не было главного – желания и патриотизма, да и леность и безынициативность тоже имели место.

Я считаю, что в селе не меньше возможностей для самореализации, чем в городе, просто не нужно "плыть по течению". Хотя не могу не признать, что и в нашем райцентре за последние 20 лет произошло достаточно много негативных перемен.

Отношение к малой родине у выпускников тех лет разное. Анализ ответов в анкетах о месте жительства показывает, что выбор выпускников 1991 года остаться в селе не случаен, хотя у каждого свои причины возвращения в родные края. Кому-то дороги родные места, есть желание преображать село, а у кого-то определенные семейные обстоятельства. Окончившие школу 23 года назад дают оценку многим сельским проблемам, предлагают пути выхода из кризиса и пути преобразования села. Без сомнения, по их оценке, есть перспективы и у сельской жизни. Позитивные стороны жизни и работы у них следующие:

- Природа, Волга, внутренняя свобода и душевное спокойствие, гармония, – считает Олег Зимин, заведующий доп. офисом Сбербанка.

- Рядом родительский дом и близкие мне люди и, конечно, благоприятная экология, - выделяет преимущества жизни в селе учитель иностранного языка МОУ "СОШ с.Воскресенское" Ольга Чекмарева (Богомолова).

- Родина - она и есть Родина, как ее не любить, - коротко и многозначно сказано в словах Игоря Березюка.

Почти все выпускники 1991 года в настоящее время имеют свои собственные домовладения. Вопрос с жильем ни у кого не возникает. Но только трое из 20 выпускников имеют жилье со всеми бытовыми удобствами. Это дает основания предполагать, что не только благоустроенное жилье удерживает в селе, а нечто большее.

Выпускники этого года, получившие высшее профессиональное образование и оставшиеся в с.Воскресенское, составляют 61,9% - это 13 человек. Всего окончили вузы 22 человека из 30, что составляет 59,1%. Пятеро из них: А.Телякова (Полуцыган), Н.Колина (Елфимова), Л.Кожевникова (Прядельщикова), О.Зимин, О.Никифорова (Чумакова) вынуждены были получить второе высшее образование, чтобы трудоустроиться в селе.

Профессии выпускниками были освоены самые различные: экономист, педагог, воспитатель, электрик, бухгалтер, работник правоохранительных органов и т.д. Но никто не захотел получить профессию, связанную с сельским хозяйством, так как с начала 90-х агропромышленное образование становилось непрестижным.

Только Алексей Кузнецов закончил Саратовский аграрный институт (экономика и управление АПК). Из анкетных данных следует, что некоторые выпускники после получения высшего образования, не найдя работу по специальности, собирались переехать в город, но привязанность и любовь к малой родине помогли им остаться. Анна Телякова, Ольга Никифорова, Наталья Колина, по образованию педагоги, вынуждены были перепрофилироваться из-за отсутствия вакансий в местной школе, т.е. получить вторую специальность. Так что, за счет них вполне могла бы сейчас быть решена кадровая проблема в школе.

В плане самореализации повезло далеко не всем, только семерым из 20 выпускников (35%). Они устроились на работу по выбранной профессии. Среди них Ольга Чекмарёва, окончившая СПИ им. К. А. Федина (работает в МОУ "СОШ с. Воскресенское"), Александр Чёгин (электрик) – сейчас работник Воскресенск РЭС, а также О. Стасова, С. Хохлова, О. Мазанова, Т. Ефимьева, О. Зимин – получили экономическое образование в различных вузах и трудоустроились по специальности.

Почему сложилась подобная ситуация? Во-первых, выше изложенные последствия, начавшейся экономической реформы, не могли не сказаться на жизни Воскресенского, они привели к сокращению рабочих мест, отсутствию предприятий для ряда профессий: портной верхней женской одежды (Т. Макеева, С. Курылина), экономист сельхозпроизводства (А. Кузнецов).

Во-вторых, ставя перед собой задачу возвращения на малую родину после получения высшего образования, на мой взгляд, необходимо выбирать имеющую спрос в сельской местности профессию. А лучше вернуться к хорошо забытому прошлому, когда каждая организация давала направление абитуриенту, оплачивала, хотя бы частично, обучение в вузе, и была гарантия трудоустройства после учебы.

Эти сейчас уже взрослые люди, объективно оценивая свою жизнь, считают, что проблем на селе и сегодня достаточно. В качестве основных они выделяют хроническую недееспособность местной власти, несовершенство законодательства о местном самоуправлении, отсутствие развития производственной базы и, как следствие, дефицитные бюджеты сельских поселений.

Именно об этом пишет в анкете Алексей Сафонов и отмечает, что "руководство района в подавляющем большинстве либо некомпетентно, либо думает о своем кармане больше, чем о районе, либо и то, и другое вместе".

Выпускники 1991 года предлагают улучшать дороги и освещение улиц, расширить социально-бытовые услуги, повышать экологическую культуру населения, создавать рабочие места, больше уделять внимания организации досуга молодёжи. Есть мнение о развитии туризма в наших живописных местах, который принесет доход не только от местного населения, но и от приезжающих (О.Зимин).

Несмотря на местные проблемы, 65% выпускников того года всё же положительно оценивают свою жизнь и деятельность в с.Воскресенское и готовы продолжать вносить свой клад в развитие малой родины. Они активно участвуют в субботниках, митингах, сходах, спортивных мероприятиях. А у других выпускников 90-х гг. XX в., проживающих в городах, еще есть возможность вернуться на малую родину.

Заканчивается 2013-14 учебный год для 15 выпускников МОУ "СОШ с. Воскресенское". Впереди экзамены и продолжение учебы в вузах и колледжах. Куда же планируют поступать мои одноклассники, кем они хотят стать, и где они хотят жить после получения профессии?

Я очень надеялась, что кто-то захочет вернуться в село, но опрос моих сверстников дал весьма волнующие и удручающие результаты. Практически никто из 15-18–летних старшеклассников (25 человек) не собирается получать агротехническое или сельскохозяйственное образование, кроме меня. Я хочу поступить в СГАУ им. Н. И. Вавилова на агрономический факультет.

Будущие выпускники школы 2013-14 и 2014-15 гг. хотят пополнить армию многочисленных экономистов, юристов, менеджеров и представителей прочих "престижных" профессий, которыми и так перенасыщен российский рынок труда. Так, после окончания школы 21 человек планирует поступить в высшие учебные заведения, сельская жизнь не привлекает 91,3% ребят.

Одинаковые представления у большинства опрошенных старшеклассников о жизни в городе. Они считают на данный момент, что в "городе легче и лучше жить, можно больше заработать денег на весьма непыльной работе", что "жить в городе интереснее потому, что там больше развлечений, а в селе скучно". В общем: "Чего я не видел в нашей деревне?"

Из 15 выпускников 11 класса 2014 года получить высшее образование собираются 13, что составляет 86,6 %, а из 10 выпускников 10-го класса 2014 года – 8, что составляет 80%. Остаться же или вернуться на малую родину предполагают после окончания школы Наталья Андриянова, Алексей Поляков и Александр Асламбеков.

Из анализа анкет старшеклассников следует, что в нашей школе в скором времени не появятся молодые учителя, в больнице - врачи, в АПК района – фермеры, механизаторы, инженеры, комбайнеры... Отсутствие желания связать свою жизнь в будущем с малой родиной не может не вызывать беспокойства и озабоченности.

Старшеклассники среди экономических проблем видят отсутствие развития АПК (нераспаханные земли, приходящие в запустение, исчезновение животноводства); отсутствие рабочих мест и скрытая безработица, а, значит, отсутствие финансов в семьях, невостребованность выбранных ими профессий.

К социальным проблемам они относят отсутствие современного досуга (нет молодежного Интернет-кафе, спорткомплекса), плохие дороги и замусоренность сел. Перспективы развития малой родины молодое поколение не видит. Примечательно, что мнения выпускников 90-х гг. XX в. и современных старшеклассников о проблемах села во многом совпадают, хотя уже прошло более двух десятков лет после выпуска 1991 года.

Но мало знать проблемы села, надо их немедленно решать. Кто же будет возрождать аграрный комплекс на селе, выращивать зерновые культуры и заниматься животноводством, воспроизводством трудового сельского населения? Пенсионеры – наши бабушки и дедушки, что ли?

Ведь основная задача села - высокопрофессиональная забота о земле, чтобы она кормила и растила не только хлеб и скот, но и достойных граждан страны. В настоящее время в нашем селе только два фермера Михеев М.Н. и Бутьковец В.Я. – обоим более 60 лет. Им нужна достойная смена.

Мне известно, что в райцентре в советское время был совхоз "Воскресенский", в котором трудились свыше 500 человек. Это было прибыльное в 60-80-е годы хозяйство. В момент образования оно имело только 40 гектаров пашни, а позднее – более 12 000 гектаров пахотной обрабатываемой земли.

В хозяйстве работали десятки тракторов: 12 - К-700, 30 гусеничных и колесных тракторов с полным набором сельхозинвентаря, 25 комбайнов и 30 автомашин. Имелось 3000 голов крупного рогатого скота, в том числе дойного стада - 1200 голов, находящихся в помещениях с полной механизацией процессов, 9000 кур, 300 свиней.

Действовала и другая техника: аппарат для приготовления травяной муки и гранул, инкубатор, 3 зерновых механических тока, семяочистительный комплекс, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции: колбасный, молочный, мукомольный и по производству подсолнечного масла. Проблем у населения не было с зерном, мясом, овощами, комбикормами и прочими сельскохозяйственными продуктами.

Была и своя пекарня в селе, пекущая, по свидетельству жителей села, вкусный, ароматный хлеб. Считаю, что жизнь на селе без возрождения агропромышленного комплекса невозможна. Именно поэтому мной и выбрана самая востребованная профессия – агроном. Да, я согласна, что есть минусы в сельской жизни, но есть и свои плюсы. Ничего не имею против хорошего заработка, собственного благоустроенного жилья, социальных гарантий, развлекательных комплексов и других прелестей городской жизни.

Но ведь можно создать подобные блага и здесь, чтобы у села было будущее. Например, можно создать ряд мелких молодежных предприятий, которые станут работать под руководством управляющей компании. Эта компания будет оказывать им помощь, заниматься материально-техническим снабжением, а также помогать с реализацией продукции.

Среди мер по закреплению молодежи на селе, на мой взгляд, должны быть: строительство жилья и предоставление рабочих мест для молодых специалистов. Сложившийся стереотип о том, что благоустроенное жилье можно иметь лишь жителям большого города, сегодня ломает сама жизнь. Существует федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2015 года". И если бы в селе развивалось сельское хозяйство, то вполне было бы возможным радовать молодых специалистов новыми квартирами с личным подворьем.

Во-вторых, обеспечение стабильной и достойной заработной платой. Уверена, что и аграрный сектор может дать стабильный заработок, т.к. он является пока единственным производством на селе. Почему я так ратую за сельское хозяйство и местную переработку? Очень не хочется приобретать и употреблять импортные продукты.

Сегодня у молодежи есть возможность вести свой бизнес. Выпускники, которые бы получили аграрное образование, могли бы укрепить фермерство. Возможно, за сельскохозяйственными кооперативами, семейными фермами и агротуризмом – будущее села. Есть государственные программы помощи и поддержки начинающих фермеров, есть программы Росагролизинга и Россельхозбанка. Да и качество жизни у нас неплохое, в районе во всех селах есть газ, вода у нас замечательная, не то что в Заволжье, так что при желании удобства в деревенском доме – не проблема, культурный сектор можно развивать и, конечно, чистый воздух и райская природа.

Продукты естественного происхождения, без химии можно вырастить в своем фермерском или приусадебном хозяйстве. В селе не надо много времени тратить на поездки к месту работы, а это значит, увеличится количество свободного времени, которое можно потратить на отдых и досуг, можно больше уделить внимания своей семье и детям. К сожалению, мои сверстники, кроме природной красоты и возможности отдохнуть, не видят преимуществ в сельском образе жизни. Зная негативные аспекты села, молодые люди не стремятся получить востребованное для него образование для того, чтобы реально остаться жить и работать здесь. Для них только город – место удовлетворения их потребностей и желаний.

Однозначно одно: нельзя, чтобы сельская среда, представляющая собой "особый мир", связанная глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями людей, проживающих на ней, перестала существовать.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью своего села, каждого его дерева, каждой улицы, каждого дома и заботами каждого сельчанина. Нельзя быть истинным патриотом вне духовного родства со своей малой родиной.

Молодежь, покидающая село, уничтожает основу воспроизводства сельского населения, возникает кадровый дефицит на местном рынке труда. Подобная ситуация складывается не только в моем районе. Для возвращения молодежи в село, возрождения сельских населенных пунктов должна быть в первую очередь инициатива и желание самой молодежи.

В переломный момент для сельской жизни необходимо повышение статуса села в российском обществе; увеличение заработной платы в АПК, которая должна быть не меньше, чем в городе; правительственные программы по развитию и укреплению материально-технической базы села; нужны государственные гарантии для бесплатного получения образования для работы в АПК молодежи.

Лучших молодых работников следует награждать и поощрять бесплатным жильем или жильем по льготным ценам, машинами, турпутевками, санаторно-курортным лечением и т.д. Муниципальным органам власти района необходимо вести целенаправленную работу по привлечению молодежи в село. Проводить встречи, слеты, фестивали по обсуждению актуальных вопросов жизни и деятельности в селе, но, что не менее важно - стремиться находить средства для изменения инфраструктуры села: строительства дорог, качественного медицинского обслуживания, организации досуга для молодежи, создания более комфортных условий жизни и работы. Только новые и прогрессивные направления в развитии села и АПК приведут к возвращению молодых людей. Подобные мероприятия среди молодежи дадут возможность увеличить сельское население в России, сократить отток граждан трудоспособного возраста в город, главное - удастся остановить миграцию молодого поколения в городские агломераты.

Данная ситуация не может не тревожить руководство страны. Верю в то, что только поддержка государства повлияет на демографическую ситуацию и социальную обстановку в сельской местности. Благодаря начавшейся реализации национальных проектов по развитию АПК России, направленных на подъем сельского хозяйства, возрождение российского села, заявленные Президентом РФ В.В. Путиным, призваны решать те трудности, которые оказывают непосредственное отрицательное влияние на производственную и социально-культурную сферу села.

В заключение хочу обратиться к выпускникам района:

Уважаемые выпускники района и мои одноклассники!

В ваших руках будущее села, огромный потенциал, способный изменить наше село и любимый район. Вы талантливы, креативны, работоспособны. Я обращаюсь к тем, кто полон сил, энергии, и кому небезразлична судьба села, района, возвращайтесь после получения образования в родные места, чтобы приложить свои способности и профессионализм, навыки и умения на благо села, чтобы сделать его развитие успешным, рентабельным и недотационным. Благодаря вам село может стать многолюдным и богатым, как в прежние времена. Создадим село, в котором каждый хотел бы жить!

Наталья АНДРИЯНОВА, ученица 11 класса Воскресенской школы

Автор: Анна Самохина

По этой теме: родной край

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3375

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика