Федор Анохин: "Церковная практика придала мне веры"
У каждого своя религия. Кто-то верит в Бога, кто-то нет. Но как люди приходят к этой вере? Почему они начинают верить в святых, в Иисуса?
Для ответа на эти вопросы Егор Привалов, ученик 10 класса, побывал в гостях у Фёдора Анохина, выпускника Воскресенской средней школы, и побеседовал с ним. На данный момент Федя обучается на втором курсе в Саратовской православной духовной семинарии. С детства увлекся церковной жизнью, поэтому и решил посвятить себя служению Богу.
- Федор, после окончания средней школы, находясь на втором курсе семинарии, ты можешь сравнить два этих жизненных периода?
- Ну, однозначно сравнивать достаточно тяжело, потому что 11 лет, которые ты провел в школе, ты провел, по большому счету, в неком обязательном порядке, и только в конце ты их начинаешь понимать, когда смакуешь эти последние два года. И ЕГЭ, пожалуй, был единственной, в теории, сложностью лично для меня, и то преодолимой. А в основном ты смакуешь отношения с одноклассниками, которые для тебя за 10 с лишним лет стали практически коллегами, т.к. ты с ними каждый день видишься. Но тут ты приходишь в вуз уже по интересу. И это играет огромную роль, потому что каждый, кто туда приходит, он "горит", а не просто зашел 5 лет просидеть, получить диплом и уйти.
Если рассуждать в таком ключе, то в вузе намного интереснее и предпочтительней лично для меня, но, с другой стороны, таких воспоминаний не будет, потому что школа – это все-таки период в два раза более долгий. Но в школе да, понравилось, однозначно.
- Вероятно, мало кто знает об учебном заведении, в котором ты учишься, что ты можешь о нем рассказать?
- Я учусь в вузе, у которого длинное название, надо вспомнить… религиозная организация русской православной церкви "Саратовская православная духовная семинария". То есть, по началу она не являлась вузом: там получали среднее специальное образование, но есть ряд семинарий, которые имеют государственную аккредитацию и которые, вследствие этого, выдают дипломы государственного образца. У нас вообще по семинариям везде направление 48.03.01 "Теология", т.е. конкретно одно направление, но, естественно, с вузом светским сравнивать невозможно практически ни в чем.
-В чем эти различия?
-Что у нас есть такого, что есть и в светском вузе? Это система в виде прохождения практики (ведение дневника практики), полная отчетность министерству образования, т.е. то, что мы по сути никогда не замечаем.
Главные отличия — это, во-первых, проживание в самой семинарии, т.е. она тебя полностью обеспечивает: предоставляется одежда, питание, бесплатная библиотека, стипендия. Да и в целом высокий уровень образования. А если о более специфичном, то ты на семинарию в некоторой степени работаешь, не отрабатываешь свое содержание, а просто работаешь на то место, в котором ты живешь.
Особенно это заметно зимой, когда много снега. Сбрасывание его с крыш, уборка территории вокруг здания и прочее – всё это делают семинаристы. И стоит привыкать к тому, что на самом деле у тебя есть в сутки часа 4, может быть, свободных (раздельно: 2 часа в одно время, два часа в другое). То есть, постоянно есть какая-то работа, деятельность – в этом и отличие.
- Почему ты все-таки выбрал этот род деятельности, почему решил посвятить свою жизнь служению богу?
-Тут вроде бы хочется говорить конкретно, по существу, но здесь надо начинать издалека, чтобы полностью объяснить. То есть, изначально было как: я был крещенным с детства, но в церковь постоянно не ходил, а начал только лет с двенадцати, и то это было по праздникам.
Вообще в семье чаще всего туда ходила мама, но она меня не принуждала, а просто спрашивала иногда: "Пойдешь со мной?", и я соглашался, т.к. дома делать нечего было одному, да к тому же, интересно было. То есть, меня никто туда не гнал. Но со временем я стал сам более или менее часто ходить, и получалось так, что у нас в храме почти не было мужчин, а помогать прислуживать в алтаре могут только они или мальчики. И в один из дней я пришел, а помогающего при алтаре не было, вышел священник и спросил у меня: "Не хотел бы ты помочь, ты же все равно ходишь, почему бы нет?"
Вот я и согласился. И в этот момент я понял, что надо уже потихоньку решать: я либо понимаю, зачем я туда хожу, начинаю читать Библию, Евангелие, чтобы вникнуть пытаться, либо я осознаю, что я не вникаю, что мне это совершенно всё чуждо и не нужно. И я все-таки стал читать эти книги, хотел понять. Это было, безусловно, полезным опытом, но главным, пожалуй, стало общение со священником и как следствие - общение с людьми.
И был один запоминающийся момент, когда на Радоницу я видел, как люди были благодарны батюшке за то, что он пришел, видел, как им было это важно, замечал их эмоции и чувства. То есть, видя, какие ощущения вызывает у людей работа священника, видя всю церковную жизнь в практике, в действии, можно действительно поверить, причем куда больше, чем от прочтения любой книги, какой бы хорошей она ни была. Как и произошло со мной, эта практика заставила меня поверить. И в дальнейшем (шел 9 класс) я уже определился, что хочу пойти в семинарию, т.к. на тот момент я стал смотреть на христианство не просто как на нечто "хорошее", а как на объективную истину
- Трудно было в таком возрасте быть помощником в алтаре?
- Было непросто, потому что ты на службу ходишь уже в некоторой степени, как на работу. Т.е. в субботу вечером, в воскресенье утром тебя ждут, а у тебя еще и уроки, и уже не можешь просто взять и не прийти.
- Я слышал, что ты был в паломнической поездке в Иерусалим. Ты можешь рассказать об этой поездке?
- Это была самая запоминающаяся поездка в моей жизни, то есть, она была не одна. Я с мамой, с другими членами семьи и один много путешествовал по России, по другим странам. Это все было хорошо, отлично, но эта поездка была не просто в достаточно интересное историческое место, а на земли, из которых исходит исток нашей веры, то есть, туда, где ходил когда-то наш Бог.
Также для меня это путешествие было примечательно, потому что я ехал совершенно один. То есть, мне стукнуло только 16 лет, и я поехал. Там была женщина из нашего прихода, которая поехала просто для того, чтобы меня пропустили в аэропорту, и больше я с ней так много не пересекался.
Итак, я ходил один, на все смотрел сам, фотографировал. Атмосфера была достаточно напряженной, например, когда ты туда прилетаешь, смотришь на очень красивый аэропорт Бэн-Гурион, он весь украшенный, застекленный, современный, и тут выглядываешь в окно и видишь, что на краю сделан ров, стоят сторожевые вышки с крупнокалиберными пулеметами, гаубицами, потому что это самый охраняемый аэропорт на планете Земля в принципе, т.к. там до сих пор военное положение.
Когда едешь на автобусе, постоянно гид рассказывает о случаях стычек, как на одной стороне улицы могут быть палестинские мятежники, а на другой полицейские, и через машины могут летать коктейли Молотова, булыжники. Он рассказывал, как один раз на экскурсии им пришлось развернуть автобус, потому что камень им разбил тогда не просто лобовое стекло, а голову водителя.
Хотя для меня с такими молодыми мозгами вся обстановка была чем-то в духе: "Ух ты! Приключения. Посмотрим на разборки полиции". А потом, когда въезжаешь туда, становится не так смешно. Вот пример: мы посещали храм один, интересное место из евангелия, где Христос встречался с самарянкой, там стоит храм, он обнесен стеной, и в ней есть дверь. А она вся побита камнями и прострелена пулями, потому что через дорогу находится большущий квартал, который является лагерем палестинских беженцев. Там флаги ИГИЛ, ан-Нусры висели буквально с балконов, и местные жители там старались не ходить вообще. Но ладно, не будем о грустном.
Поездка была очень увлекательной, потому что присутствовал некий дух путешествия, когда едешь куда-то далеко, да к тому же в такое интересное место, которое полностью "пропитано" невероятным восточным колоритом. Сам Иерусалим очень примечательный, особенно старая часть города.
Мы туда приехали ночью, когда уже все лавки закрывались, и была такая атмосфера, когда ты идешь по достаточно широким улицам античного типа, по которым машины абсолютно не ездят, вокруг низкие каменные дома, старая-старая мостовая, а днем там кипит типично восточная жизнь, т.е. торговля, лавки, толпы людей. Но там достаточно мирно, в старом Иерусалиме, никто ни с кем не ссорится. Храм Гроба Господня также абсолютно незабываемое место, ему уже около тысячи лет, при том, что это реконструкция старого здания.
- Отлично, спасибо тебе за интересную беседу.