Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014-2015 учебном году нашу школу выбрали одним из центров среди школ района, где будет осуществлять инклюзивное образование. Три педагога уже прошли обучение по программе "Доступная среда". Своим опытом они делятся с коллегами. Также педагоги школы принимают активное участие в работе областных семинаров и конференций по инклюзивному образованию. В начале февраля был проведен педагогический совет по теме "Инклюзивное образование", на котором выступили Романова Г.Г., учитель русского языка и литературы, с докладом "Создание ПМПк в условиях общеобразовательной школы", Махов В.М., учитель ОБЖ и физической культуры - "Роль родителей, учителей при инклюзивном образовании", Талипова Л.Ю., учитель начальных классов - "Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательной школе", Нахова Г.Л., заместитель директора по УВР - "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ".
Работа по внедрению инклюзивного образования не стоит на месте. Педагоги школы изучают литературу, обсуждают вопросы, вырабатывают единую стратегию, по которой будет работать педагогический коллектив.
13 февраля 2015 года состоялось общешкольное родительское собрание по введению инклюзивного образования. На собрании выступили работники ЦУСЗН Хохлова Е.В., социальный педагог, Ваничкина М.Н., психолог.
Директор школы Махова С.В. осветила тему инклюзивного образования, рассказала родителям о создании материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здание образовательного учреждения, их пребывания и обучения в этом учреждении (включая специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.) Она отметила, что уже получено специализированное оборудование, расширены дверные проемы на 1 этаже школы, отремонтирована санитарная комната для инвалидов, заменено нескользкое покрытие в фойе школы, установлены беспороговые двери.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Л. Талипова, учитель начальных классов МОУ "СОШ с. Синодское"