В нашем коллективе уже 33 года трудится учитель физической культуры Саврасов Александр Николаевич. Не одно поколение детей он воспитал, привил любовь к спорту. Накануне 70-летнего юбилея мы побеседовали с нашим коллегой.
- Александр Николаевич, почему Вы выбрали профессию учителя физкультуры?
- Я выбрал эту профессию по примеру моего учителя физкультуры Васильева Василия Яковлевича, который увлек нас спортивной гимнастикой. И неважно, что занятия проходили в приспособленном помещении, а не в спортзале – здесь же в комнате стояли спортивные снаряды: бревно, перекладина, кольца, брусья. Мы занимались с большим воодушевлением.
Во внеурочное время наш педагог вел спортивную секцию раздельно для мальчиков и девочек, куда мы, сельские ребятишки, бежали с большим удовольствием. Тогда мне было 11 лет, но я и сейчас хорошо помню все занятия и внеклассные спортивные мероприятия. Мы добивались неплохих результатов и занимали призовые места даже на областных соревнованиях. Готовили акробатические номера на праздники в сельском Доме культуры. Горели глаза не только у детей, но и у учителя.
По примеру своего наставника я тоже стал учителем физической культуры. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше, потому что каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.
- Что Вы считаете необходимым сделать для пропаганды здорового образа жизни на селе?
- В городе уровень жизни меняется быстро. Строятся спортивные школы, открываются стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы. В селе, к сожалению, этого нет. Единственным местом для правильного физического развития является школа. Поэтому на учителе физкультуры, как и на других педагогах, лежит большая ответственность за то, насколько физически здоровыми и крепкими станут их воспитанники. Юношей необходимо подготовить к физическим нагрузкам в армии, девушек воспитать здоровыми, активными, мобильными, ведь они будущие матери.
- Ваши педагогические приемы работы с детьми.
- Разнообразны современные формы и методы работы с детьми на уроках физической культуры. На мой взгляд, традиционные формы и методы, дающие высокие результаты, не утратили своего значения. Мне кажется, что технология сотрудничества – одна из основных на моих уроках. Учитель показывает, вместе с детьми пробует, участвует во всем.
Групповая работа позволяет сплотить коллектив, вырабатывает взаимопонимание и взаимовыручку: более сильные поддерживают слабых, что способствует командным победам.
- Нам известно, что Вы участвовали в конкурсе "Лучший учитель физической культуры". Почему Вы решили участвовать в нем?
- Причин участвовать в конкурсе было несколько:
привлечь внимание к профессии сельского учителя и поднять ее престиж;
показать молодежи привлекательность этой профессии, так как в сельских школах мало мужчин-педагогов;
показать достижения наших учащихся на муниципальном уровне.
- Что Вы думаете об уроке физкультуры в сельской школе?
- Урок – время познаний, споров, поиска истины, время трудностей и переживаний, побед и неудач, время жизни. Как познать душу ребенка, найти путь к его сердцу? Ответ, на мой взгляд, прост: протяни руку, распахни душу, "перелей" её по капельке в своих учеников. Иди навстречу, впереди, рядом, а если повезет, и следом за своим творением.
Не сумма знаний, а развитие физических способностей – вот моя цель.
Главное в уроке физкультуры - не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, поддерживать во время неудач, подбадривать добрым словом, полезным советом.
Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск в глазах своих учеников. Каждая победа ребенка – это и твоя победа.
Вдвойне радостнее, когда с минимумом возможностей в условиях сельской школы дети достигают максимальных результатов, выбирают здоровый образ жизни и правильные нравственные ориентиры.
Моя задача – воспитывать сильных, здоровых, достойных граждан своей страны.
А. Сиваева, Е. Будаева, филологи МОУ "ООШ с. Андреевка"