Чем дальше от нас грозные годы войны, тем пронзительней потребность сохранить память о тех, кто добывал Победу на фронте и в тылу, кто не щадил своей жизни ради общей цели.
Документы, предметы тех лет тоже свидетели Великой Отечественной войны. Они не молчат, они говорят. Только по-своему - тихо и убедительно. За тех, кому они принадлежали в свое время…
К 70-летию Великой Победы в Саратове в Парке Победы на Соколовой горе планируется открытие Музея Трудовой славы Саратовской области.
Вновь создаваемый музей позволит сохранить культурное наследие, связанное с трудовым подвигом жителей Саратовской области, развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, индустриализацией нашего края.
Экспозиция нового музея должна исторически достоверно показать подвиг труженика, стахановца, созидателя. В музее планируется представить мемориальные коллекции о саратовцах - Героях Социалистического Труда, Лауреатах Государственной (Сталинской) премии, о трудовых династиях, о ветеранах производства, инициаторах внедрения и использования новейших систем и технологий.
Главная цель основной экспозиции Музея Трудовой славы Саратовской области - музейными средствами отразить исторические события, явления и процессы, происходившие в формировании промышленного, сельскохозяйственного, научного потенциала Саратовской области в XX столетии. Акцентируя внимание молодежи на героических примерах трудовых подвигов наших земляков, музей должен способствовать воспитанию патриотизма и развитию интереса к истории своей малой родины.
Предполагается в основной экспозиции представить редкие, уникальные материалы, фотографии, документы государственных архивов Саратовской области и фондов государственных и негосударственных музеев области.
Накануне Великой Отечественной войны территория нынешнего Ртищевского района входила в состав Кистендейского, Екатериновского, Макаровского, Ртищевского, Салтыковского районов.
В городе Ртищево проживало 30 тысяч человек.
Работали предприятия железнодорожного транспорта (паровозное депо Ртищево-1, паровозное депо Ртищево-2, вагонное депо, дистанция сигнализации и связи, дистанция пути, станция Ртищево-1, жилищная дистанция, отдел рабочего снабжения), предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, брынзотрест, птицепром), участок дорожного строительства, артель "Инициатива" и т.д.
В годы Великой Отечественной войны вся жизнь города была перестроена на военный лад. Ртищевские железнодорожники, несмотря на предельную загруженность, успешно справились с перевозками в трудный мобилизационный период. С северо-запада и с Украины в сторону Саратова один за другим шли эшелоны с людьми, оборудованием, материалами и сырьем эвакуируемых на восток предприятий. На станции был создан эвакопункт, круглосуточно работали контрольные посты, занимающиеся распределением прибывающих грузов.
В июле 1941 года в городе был сформирован полк народного ополчения. Он состоял из 3,5 тысячи человек, сведенных в 53 отряда. Полк являлся формированием милицейского типа и не имел единой организационно-штатной структуры. Работали школы противовоздушной и противохимической обороны. Ртищевская школа ПВХО была одной из десяти в области. Здесь готовили инструкторов для обучения населения приемам самозащиты.
После принятия постановления Государственного Комитета Обороны "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" в городе развернулась работа частей и групп самозащиты МПВО. При нападении с воздуха они защищали железнодорожные сооружения, жилые дома и население. Это было особенно важно, так как на восток из районов Донецкого бассейна и Кавказа к концу первого года войны оставался лишь единственный путь через Поворино - Балашов - Ртищево.
В первые дни войны город и район поставили армии 97 автомашин, 20 тракторов, 614 лошадей, 166 конных повозок.
Жители города и района вносили свои деньги в фонд обороны на постройку боевых самолетов для фронта. В освобождении страны принял участие и самолет "Ртищевский железнодорожник", построенный на средства депутата Верховного Совета академика В.Н. Образцова.
Военкоматами с территории нынешнего Ртищевского района было призвано в ряды Советской Армии 15736 человек. 20 человек из города и района были удостоены высокого звания Героя Советского Союза: М.Т. Богомолов, Е.Е. Букоткин, В.Л. Гоголев, В.П. Гордеев, В.В. Гусев, А.В. Дудаков, Б.Т. Калинкин, В.И. Климов, А.И. Левин, Н.Г. Маркелов, В.А. Михалев, А.И. Петров, Е.Г. Пушкин, К.В. Свиридов, В.Ф. Поляков, В.П. Трушин, А.3. Федоров, С.И. Хирков, Б.А. Цариков, Ф.Ф. Шабашов. В Великой Отечественной войне принимали участие 465 ртищевских девушек. Многие из них воевали в составе 100-го батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, сформированного в Ртищеве и закончившего боевой путь в составе 4-го Украинского фронта. Не вернулись с войны 9412 человек. Вернулись инвалидами I и II групп более 2 тысяч человек.
В годы Великой Отечественной войны вся жизнь города была перестроена на военный лад.
Ртищевские железнодорожники, несмотря на предельную загруженность, успешно справились с перевозками в трудный мобилизационный период. С северо-запада и с Украины в сторону Саратова один за другим шли эшелоны с людьми, оборудованием, материалами и сырьем эвакуируемых на восток предприятий. На станции был создан эвакопункт, круглосуточно работали контрольные посты, занимающиеся распределением прибывающих грузов.
На узле работали предприятия железнодорожного транспорта: паровозное депо Ртищево-I, паровозное депо Ртищево-II, вагонное депо, дистанция сигнализации и связи, дистанция пути, станция Ртищево-I, жилищная дистанция, отдел рабочего снабжения).
В 1942 году в цеху подъемочного ремонта депо Ртищево-I под шифром "Борис Петрович" делался бронепоезд. Несколько работников депо, принимавшие прямое участие в его постройке были награждены орденом "Красная Звезда".
В 1942 г., когда фашисты захватили Воронеж, некоторые службы Управления ЮВЖД, были переведены в город Ртищево.
За героический труд в годы Великой Отечественной войны многие ртищевские железнодорожники были награждены орденами и медалями, получили звание "Почетный железнодорожник МПС".
В апреле 2011 года в Ртищевском краеведческом музее МУК "Городской культурный центр" открыта постоянная экспозиция "Подвиг на грани жизни и смерти", рассказывающая о жизни ртищевцев в годы Великой Отечественной войны.
Дорогие жители города и района!
Если на вашем предприятии, в организации, учреждении, где вы работаете, или в ваших семейных архивах сохранились материалы, рассказывающие о тех страшных военных годах, просим передать эти раритеты в музеи. Эти уникальные материалы позволят сохранить историю!
Много сейчас говорится о подвиге советского народа в борьбе с ожесточившимся фашистским зверем, но достаточно трудно нашему современнику представить себе, что главной наградой победителя была просто возможность ЖИТЬ. Старики, мужчины с "бронью", женщины, подростки работали по 12-16 часов в день до изнеможения, недоедали, недосыпали, не обращали внимания на свои болезни ради одной цели - Победы над врагом. В те годы фраза "сделать любой ценой" не была расхожей. Очень часто ценой была жизнь ее владельца, которую он отдавал, как будто в запасе была другая.
В Ртищевском краеведческом музее к юбилею Победы открылась новая выставка "Подвиг на грани жизни и смерти". Подлинные документы, фотографии, предметы труда, быта, оружие. То, что сберегли их прежние владельцы, перешло "по наследству" в музей, сохраняется и рассказывает…
На стене висит черный громкоговоритель - тарелка. Он во многом похож на современную спутниковую тарелку, но задачи совершенно иные - вещать, сообщать важную информацию. А тогда, 22 июня 1941 г. наиважнейшим известием было объявление о нападении Германии на Советский Союз. Можно себе представить, что чувствовали граждане нашей большой страны, когда жизнь их разделилась - до и после этого дня.
Рядом с тарелкой копия газеты "Путь Ленина" от 23 июня 1941 года (номер от 22 июня вышел обычным, "довоенным"). На первой полосе текст радиовыступления народного комиссара иностранных дел СССР В. Молотова "Граждане и гражданки Советского Союза!". Речь Молотова известна меньше, чем более позднее выступление по радио Сталина, но оно было главным в те дни начала войны.
В застекленном шкафу посетитель может увидеть темно-зеленую казачью бекешку нашего земляка И. Сидорова, одним из первых подавшего заявление идти добровольцем на фронт. В биографии Ивана Петровича есть несколько интересных фактов. Он также добровольно в 1932 году пошел служить в Красную Армию, из воинов-железнодорожников "переучился" на кавалериста, демобилизовался и вернулся работать на железную дорогу дежурным по станции. Во время битвы за Москву служил командиром 227-го кавалеристского полка. В звании майора вернулся в Ртищево и снова работал на железной дороге в аппарате отделения.
Рядом с бекешкой почти выцветший от времени интересный документ - коллективное заявление комсомольцев вагонного участка о добровольном желании вступить в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Апрель 1942 года. Скорее всего, их просьба была удовлетворена. Красная Армия отбила врага от Москвы и вполне уверенно вела наступательные бои под Харьковом. Поражение советских войск и лавинообразное наступление немцев на Сталинград будет позже. Уже летом 1942 года многим железнодорожникам стали выдавать отсрочки от мобилизации - такую важную роль стал играть Ртищевский железнодорожный узел в обороне Сталинграда. "Бронь" получил слесарь паровозного депо Петр Иванович Днепров-Тимофеев. На документе выделена красным цветом дата - 1942 год.
Трудно было нашим железнодорожникам в 41-м, когда один за другим шли с запада на восток эшелон за эшелоном с эвакуированным оборудованием и беженцами, но они и представить не могли что будет через год, когда встретятся два потока - беженцы с запада и составы с войсками с востока и севера. Станция, город и весь район превратился в людской муравейник. Тысячи беженцев жили в вагонах неделями в ожидании отправки.
А еще бомбежки… Они были нечастыми (далеко от линии фронта), но узел готовился к отражению налетов немецко-фашистской авиации. Чуть ли не легендой стала история о строительстве недалеко от города строго засекреченной ложной станции, на которую фашисты сбрасывали бомбы. Но это не легенда. Помимо неявных сведений, собранных в архивах Ртищевского отделения ЮВЖД и Ртищевского Горрайисполкома, ртищевские краеведы нашли сам объект и теперь посетитель музея может увидеть рядом план города Ртищево на 1942 год и карту района с обозначением стратегических объектов - железнодорожного узла, мостов через Хопер, Изнаир, Ольшанку, ложной станции, располагавшейся в 10 км от границ города в районе пос. Октябрьский. На фотографии - сам объект (овраг, искусственные насыпи). И, конечно же, реальные "герои" того времени - корпуса разорвавшихся немецких авиационных бомб. Бомбили и в 1942, и в 1943 годах, но благодаря слаженной работе железнодорожников, бойцов 100-го батального ВНОС, 243-го артдивизиона узел жил и работал.
Тыл помогал фронту, чем мог.
В преддверии зимы 1941 года вся страна собирала на фронт теплые вещи, ведь форменного обмундирования катастрофически не хватало. 20 сентября в комиссию по сбору теплых вещей в железнодорожного училища № 3 поступило: 4 полушубка, 3 осенних пальто, 6 пар носок, 3 пары валенок, 4 красноармейских шлема, 2 пары нижнего белья, 2 рубашки, 6 свитеров, 4 пары портянок, одеяло …
На фронт шли индивидуальные посылки. В музее представлена реконструкция фронтовой землянки, где среди подлинных вещей военного времени (карта, принадлежавшая нашему земляку Д.Ф. Пятахину, планшеты, гильза-коптилка, зажигалки, трофейные предметы) на грубо сколоченном столе стоит посылочная коробка. А в ней так нужные нашим воинам теплые вещи - носки и варежки. Драгоценным экспонатом музея является полотенце, подаренное нашему земляку, с вышитой надписью "Наше дело правое - победа будет за нами! 1942 г." (дар Погореловой А.).
Дарили не только полотенца и варежки. Крестьяне, отдав на фронт или в освобожденные районы трактора, машины, комбайны работали вручную, использовали древнейшие сельскохозяйственные орудия: серпы (на выставке), косы, деревянные сеносборки, пахали на лошадях, хлеб возили на коровах. По данным архива, в сентябре 1944 г. в деревне Исаевка была организована транспортная бригада по вывозу хлеба на своих коровах. Бригадир Василий Егорович Карягин (79 лет), Аграфена Зоркова, Елена Чичеварина на 3-х коровах вывезли 890 пудов зерна. При этом 9 января 1943 года на средства трудящихся Ртищевского района в Саратове было приобретено 12 самолетов, из них 6 на средства колхозов: "Власть Труда", им. М. Горького, "Путь Ленина", имени Н. Крупской и Ивано-Куликовского сельского совета.
Хрестоматийным стал случай, когда академик В.Н. Образов, принимавший наиважнейшее участие в реконструкции станции Ртищев в 30-е годы, получив две Государственные премии (деньги немалые!), заказал на саратовском заводе истребитель ЯК-9 № 1029, которому дал название "Ртищевский железнодорожник". В июле 1943 года самолет был тожественно передан асу советской авиации Лавренову А.Ф. Все железнодорожники узла внимательно следили за фронтовыми сводками, ища сведения о победах Лавренова. К сожалению, сбив 26 немецких самолетов, Герой Советского Союза Лавренов А.Ф. погиб над заливом Сиваш (Крым) 26 марта 1944 г.
Школьники района, подростки, чье детство закончилось в 12-14 лет, вместо игр шли работать в поле, вязали снопы, собирали урожай овощей, лечебные травы. Впервые представлена хроника трудового подвига наших "детей войны", грамоты и документы тех лет. Дети работали без отдыха, без каникул, потому что их отцы погибали на фронтах.
Смерть не знала пощады, но жизнь оказалась сильнее. Центром всей экспозиции является реконструкция госпитальной палаты - больничная кровать, стол медицинской сестры. Стены в музейном зале выкрашены белой краской, выбелены и это не случайно. Именно в комнатах Дворца культуры железнодорожников с 1941 по 1945 год располагались госпитальные палаты, лечились, а зачастую и умирали от тяжелых ран советские воины.
В июне 1941 года в город Ртищево был переведен Полтавский эвакогоспиталь № 387, который располагался в здании Дворца культуры железнодорожников до 1942 года. В память об этом событии, на стене перед входом во Дворец была повешена мемориальная табличка. Но и после того, как эвакогоспиталь двинулся вслед уходящему на запад фронту, здание использовалось как больничное учреждение. По данным Ртищевского Горрайисполкома, 7 февраля 1944 года отделение госпиталя № 5133 из здания детского сада было переведено на первый этаж Дворца культуры железнодорожников имени В.И. Ленина и пробыло там до 1945 года.
Отдельный планшет посвящен истории эвакогоспиталя № 1685. Он был организован в г. Ртищево 23 июня 1941 года и размещался в зданиях школы и детского сада. В эвакогоспитале с момента организации работало много ртищевских врачей и медсестер. Старшей медсестрой была Коршунова (Дружинина) Александра Тимофеевна, младший лейтенант медицинской службы. По фронтовым дорогам от Ртищево до Праги и назад она пронесла фотографии тех времен, предметы медицинской практики (иглы, фонендоскоп, кружку-светильник). 16 июля 1943 года эвакогоспиталь № 1685 передали в распоряжение 1-й Гвардейской армии Первого Украинского фронта. В Чехословакии победной весной 1945 года закончился его боевой путь.
Самоотверженно работали местные медицинские учреждения: советская и железнодорожная больницы. Характерно, что из-за реальной угрозы распространения сыпного и брюшного типа эти больницы организовали в январе-феврале 1942 года инфекционные отделения (в районе рощи Третьяк и в Сердобском тупике). Усиленно работал санпропускник. Умерших беженцев, а их было немало, снимали с поездов и хоронили в братских могилах на местных кладбищах.
Не все дожили до Дня Победы. Ртищевская земля приняла в себя много выходцев многонационального Советского Союза - воинов, умерших от ран в ртищевских госпиталях. На фотографиях - братская могила в воинской части. На отдельных листах - фамилии умерших. 517 человек. Цифры, статистика, а за ними семьи, не дождавшиеся своих кормильцев. Очень много характерных фамилий национальностей Средней Азии, Кавказа, Украины. Знают ли их дети и внуки (если они есть), где похоронены их отцы? На сегодняшний день, братская могила в воинской части - главный воинский памятник Ртищевского района.
Жизнь и смерть в годы войны всегда рядом. Между ними тонкая грань, минуты или часы перехода, когда человек, лежа на госпитальной койке в бреду, вспоминает прожитую жизнь - дом или окоп, вражеский самолет в прицеле или цветущую сирень и выбирает - в какую сторону идти. Зачастую даже не лекарства, а доброе слово медсестры или ее участливое прикосновение "вытягивало" солдата войны из предсмертной агонии, давало сил бороться. И детское стихотворение Самуила Маршака, прочитанное у постели ребенком-школьником, звало зрелого мужчину к возвращению к родному очагу, к своим детям. Ведь жизнь всегда сильнее смерти!
Победа нашего народа была заслуженной, заработанной, отвоеванной всем миром. И счастье солдата, возвращающегося домой с фанерным чемоданчиком с нарисованным на внутренней стороне орденом Победы, было таким же сильным, как счастье родных, его встречающих дома.
А музей?.. Он только хранит реликвии прошлого.
Д. Селиванов.