В Ртищевском районе проживают 47 детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха и зрения. Благодаря госпрограмме "Доступная среда" они имеют возможность получать образование вместе со своими сверстниками в СОШ № 1
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет статус национального приоритета. Для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.
Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В районе инклюзивному образованию уделяется пристальное внимание. На территории Ртищева и Ртищевского района проживают 47 детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха и зрения. Благодаря участию Саратовской области в государственной программе "Доступная среда" они имеют возможность получать образование вместе со своими сверстниками в СОШ № 1, которая стала базовой для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В этой школе дети с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата смогут учиться вместе со своими здоровыми сверстниками. На проведение мероприятий по архитектурной доступности учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году было выделено более 2 миллионов рублей. СОШ № 1 оборудована всем необходимым, чтобы ребята во время учебы не испытывали никаких неудобств. Проведены работы по архитектурной доступности полов, лестничных клеток, туалетов, сантехнических приборов, классов, входа в школу, приобретены оборудование и мебель, компьютерное оборудование и вычислительная техника для организации обучения детей-инвалидов, программное обеспечение, спортивные товары, релаксационное кресло и многое другое.
Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю), или включенное образование, - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Об этом шла речь на районном родительском собрании, которое прошло 24 февраля т.г. в СОШ №1. Директор образовательного учреждения Г.Г. Васильева показала школу, кабинеты и оборудование в действии. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья получили возможность услышать и увидеть, как в школе будет организовано обучение детей с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата в 2015-2016 учебном году.
Перед родителями выступили главный специалист управления образования администрации РМР О.А. Бацаева, ведущий специалист управления образования администрации РМР С.С. Портянко, директор школы Г.Г. Васильева, председатель районного отделения общества инвалидов Е.А. Кулакова, заместитель начальника Центра социальной защиты населения Е.В. Обидина.
Выступающие говорили о важности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования вместе со своими сверстниками в обычной школе, их социальной адаптации.
Тех родителей, которые не смогли присутствовать на родительском собрании и которых в дальнейшем заинтересует вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, СОШ № 1 ждет в сентябре 2015 года. Всю необходимую консультацию можно получить по телефону 4-24-63.
"Улучшение условий доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях представляет собой одну из социальных проблем, которую необходимо решить, чтобы в будущем, когда эти дети станут взрослыми, противостоять их исключению из гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни. У нас в области внедряются различные формы обучения таких детей. Это специальное (коррекционное), интегрированное, инклюзивное образование, обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Именно много-образие форм обучения детей этой категории позволяет обеспечить для них доступность образовательных услуг с учетом показаний здоровья", - считает министр образования Саратовской области М.А. Епифанова.