Дорога, давшая жизнь
Не сочтите за нескромность, но, полагаю, многое бы экономисты, краеведы, историки железных дорог России и просто библиофилы, многое бы отдали, чтобы если не стать обладателем книги, которая уже вскоре после своего появления на свет стала редкостью, то хотя бы почитать и изучить ее. Эта книгу "Рязанско-Уральская железная дорога и ее район", что держу я сейчас в своих руках, вышла в 1913 году в санкт-петербурской типо-литографии Н.И. Евстифеева на Невском проспекте, 15, и Мещанской, 20, и по мысли издавшего ее правления общества этой магистрали, должна была познакомить читателей не только со станциями дороги, протянувшейся от Смоленска до Астрахани, но и поведать о колоссальном толчке для экономического и социального развития регионов, где пролегли ее рельсы. Ведь развернувшееся еще в девятнадцатом веке мощное строительство "железок" преследовало далеко идущие цели: не просто обеспечить пассажирское и товарное сообщение между российскими регионами, но и дать им толчок к развитию. Эту главную мысль на титульном листе книги прекрасно иллюстрируют слова А. Чупрова: "Нет отрасли народной деятельности, которая прямо или косвенно не испытывала бы влияния рельсовых путей",
Рязанско-Уральская магистраль связала огромную территорию империи. Составители книги подразделяют это географическое пространство на три обширных области: промышленную, среднеземледельческую и заволжскую степную. К первой категории отнесены Московская, Смоленская и Калужская губернии, Саратовская среди Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской и Пензенской губерний попала в категорию среднеземледельческих, поскольку традиционно являлась крупной и плодородной сельскохозяйственной крупной зоной страны и ее кормилицей.
Среди таких кормильцев, призванных обеспечить продовольствием Россию и европейские страны, были территории вдоль сел Ртищево и Салтыковка Сердобского уезда. Как поведала одна из многочисленных реклам, размещенных в издании, в Ртищево имелись отделение Русского торгово-промышленного банка и одна из "точек" "Акционерного общества торговли, хранения и экспорта сельскохозяйственных пищевых продуктов "Бр. Барсельманъ". Это многопрофильное предприятие "принимает на хранение, транспортирование скоропортящиеся товары, выдает ссуды по закладным и складочным свидетельствам и страхует товары от огня, покупает живых свиней, свинину, мясо, яйца, живую и битую птицу, дичь, масло, рыбу всякую, фрукты и проч.". О большом значении села Ртищева для этой, судя по присутствию и за кордоном, коммерческой структуры говорит тот факт, что только здесь и в Есипово Юго-Восточной и Белгороде Южной железной дорог размещались склады-холодильники, и лишь в Ртищево была единственная бойня для свиней, а в Ртищево, как и в Есипово, Петербурге, Риге, Белгороде, Лондоне, Берлине, Глазго и Франкфурте-на-Майне имелись конторы, или, по современному, представительства фактически транснациональной фирмы. Совершенно очевидно, ОАО столетней давности образца имело значительную экономическую составляющую для Ртищева, если книга посвящает ей большой отдельный абзац: "Рядом с поселком расположено при особой ветви крупное предприятие акционерного общества "Бр. Барсельманъ" для скупки и экспорта за границу куриных яиц, битой птицы, свинины, мяса, дичи и других скоропортящихся товаров. Тут имеются склад-холодильник на 200 вагонов, оборудованный двумя компрессорами аммиачной системы, бойни с огромным подвалом, предназначенным для солки свинины, экспортируемой в Англию под именем зеленого шпика "Беконъ", со специальными приспособлениями для массового убоя свиней, салотопней, колбасной и проч., три корпуса кормушек для откорма кур вместимостью на 36000 пар, кормушки для живых свиней по 500 штук, здание для ощипки битой птицы, сортировки ея и проч.".
Станция, а при ней село
Ну, это я, образно выражаясь, уже поспешил впереди паровоза, того самого, что на красочной и содержательной обложке – мимо представленных фоном известных памятников культуры регионов мчит, ведя за собой товарный состав, источающий густой смрадный дым.
Думается, весьма интересно с помощью страниц книги дать "задний ход" истории и узнать, каким был наш край ровно сто лет назад.
Виртуально пропутешествовав от западных границ империи, мы оказываемся на 125-й странице узнаем, каким тогда был нынешний перекресток России, получивший это замечательное сравнение опять-таки благодаря все той же "железке".
С самого начала нам преподносятся уроки географии и истории, а затем слово берет экономика: "Ртищево (617 верст от Москвы, в Сердобском уезде). Станция в 1 ½ версте от села Ртищева, одного из старейших сел Саратовского края, основанного в XVII веке боярином Ртищевым. Село это было в прежнее время значительным местным рынком по торговле хлебом, впоследствии скупка хлеба перешла к станции, и село свое торговое значение потеряло. Село Ртищево известно как родина первого историка Саратовского края А.Ф. Леопольдова, оставившего, между прочим, сочинения "Статистическое описание Саратовской губернии", "Исторический очерк Саратовщины и Пугачевщины", "Исторический очерк Саратовского края" и другие.
Станция Ртищево получила особенное развитие со времени обращения ее в крупный сортировочный пункт. В периоды повышенного движения суточная работа станции достигает по отправлению и прибытию до 100 товарных поездов и до 3000 вагонов. Все это количество рассортировывается по направлениям при помощи сортировочных горок. При станции железнодорожная церковь (ее фотография дается в книге – В.Е.), двухклассное мужское и женское училища, железнодорожная больница, родильный приют, большое депо с паровозным зданием на 29 стойлов, мастерская для малого ремонта паровозов, газовый завод производительностью до 2000000 фут. газа, идущего для освещения пассажирских вагонов, электрическая станция, дающая энергию для освещения путей и здания и для электродвигателей, завозный хлебный склад на 30000 пудов и элеватор на 100000 пудов, переработавший за последние пять следующее количество зерна".
Далее приводится "рассортированные" по годам цифры поступившего сюда зерна пшеницы, ржи, овса и разного хлеба. Самым урожайным за эту пятилетку стал 1907 год – 217735 пудов, чуть менее его завезли годом ранее – 161614 пудов, а в 2008 году зерна поступило всего 23183 пуда, причем пшеницы – ни одного пуда. Вообще пшеницы в ассортименте было меньше – 20135 пудов, чем ржи, – 292654, овса – 328157, разного хлеба – 53178. Эти цифры свидетельствуют о том, что зерно было в меньшей степени продуктовым и предназначалось не для выпечки качественного пшеничного хлеба.
Упрямая статистика повествует и о явном характере станции – она была более всего перевалочным пунктом, приняв в 1911 году 1321 тысячу пудов груза – с заметной грузовой доминантой из хлеба в зернах, муке, лесе, каменном угле, нефти, кирпиче, камне, цементе и прочем, тогда как отправила 758 тысяч пудов, где преобладали зерно и мука, Пассажиров было отправлено 100 тысяч человек. Значительную долю прибывавших пассажиров составляли переселенцы и солдаты и офицеры воинских частей, для которых здесь были устроены переселенческий пункт с приемным покоем, столовой и воинским продовольственным пунктом.
Попрощавшись с Ртищевом вековой давности, мчим дальше, в сторону Саратова. Следующая станция – Салтыковка. Какой она тогда была, чем занимались жители одноименного села?
"Станция в 641 версте от Москвы, в Сердобском уезде, получила название от села Салтыковка, основанного в первой половине XVIII века на земле князя Салтыкова. Здание станции каменное с парообменным отоплением системы инженера Яхимовича и с газовым освещением, вырабатываемым на специальном заводе из нефтяных остатков. При станции образован поселок, имеющий 1 500 жителей, две школы, церковь, почтово-телеграфное отделение, сберегательную кассу, аптеку и проч.
Район станции богат экономиями, расположенными от 6 до 25 верст. Для 12 экономий Салтыковка служит пунктом отравления хлебов и для большого количества сел и деревень является рынком, на котором крестьяне сбывают свой хлеб. При станции существует базар, и скупщики хлеба имеют здесь свои ссыпные амбары. Привозы хлеба на базар в осеннее время достигают до 2 000 возов ежедневно. Здесь есть две мельницы: П.Я. Яковлева и И.С. Живова, обе паровые, перемалывающие для вывоза по железной дороге от 700 до 1000 вагонов в год. Ближайшая к станции экономия наследника П.А. Кривского при селе Борки (700 дес.), в 5 верстах, известна овцеводством породы инфантадо, стадо до 1000 голов. Хозяйство имеет целью выводить животных неприхотливых, легко откармливающихся и с шерстью средней тонины. Средний выход шерсти с головы – 10 ½ - 12 фунтов. Приплод продается на племя, бараны по ценам от 30 до 500 рублей за голову". (Такие по тем временам ценам очень высокие цены свидетельствуют о большой значимости овец – В.Е.)
"На станции – каменное здание двухэтажное зернохранилище на 50 вагонных закромов, мешковой склад на 60 вагонов и пакгаузы на 500 вагонов. В 1911 году со станции Салтыковка отправлено свыше 19 тысяч пассажиров и 1 526 тысяч пудов груза, прибыло груза 803 тысячи пудов. (По сравнению с Ртищевом, совершенно иная составляющая категория грузов – отправлено больше, чем поступило – В.Е.). "Преобладали в отправлении хлеб в зернах и мука, в прибытии – зерновой хлеб, дрова, лесные материалы, каменный уголь, нефть, соль и сахар".
Думаю, эта очень интересная во всех отношениях и надолго захватившая меня книга будет поучительной для школьников на уроке или факультативе по родному краю. Сразу после своего появления на свет она стала библиографической редкостью, а теперь и вовсе бестселлером. Жаль, что переизданное семь лет назад в Саратове на Приволжской железной дороге как подарочное тиражом всего в 450 экземпляров, издание все равно не утолит жажду на него всех желающих прикоснуться к истории. Поэтому каждому мечтающему даже всего лишь полистать эту книгу, не говоря уже о прочтении, я могу только посочувствовать…