"Послушайте!", – и весь класс содрогается в метаморфозе: внимай всеми фибрами души, улавливая слова. И будь ты хоть тысячу раз не согласен – обратного пути нет. Ты весь обращен в слух, и после пламенной речи своего предводителя обязательно станешь чуть ближе к истине.
Умение говорить "спасибо" любому человеку, а особенно учителю – признак зрелости личности и хорошего воспитания. И поэтому хочется сказать большое спасибо Ирине Александровне Чемусовой от лица всех ее учеников.
Ирина Александровна – настоящий Учитель. И речь здесь не только о том, кто доносит до человека знания в процессе школьного обучения. Речь о наставнике, об учителе, который является другом, мудрым советчиком и образцом для своих воспитанников.
Ирина Александровна учит детей, пожалуй, одним из самых важных предметов: уже 20 лет она работает с детьми, 18 из которых преподает русский язык и литературу. Многие не очень любили русский язык в школе: он казался скучным и очень сложным. Но Ирина Александровна помогает увидеть, что русский язык – один из самых интересных предметов.
О том, почему Ирина Александровна Чемусова стала учителем, о ее отношении к Интернету в нашем интервью.
Корр.: – О выборе профессии: почему именно учитель? Был ли кто-то, кто подтолкнул на этот шаг?
И.А.: – На выбор профессии определенно повлияла учитель русского языка и литературы Маргарита Ивановна Вертегова, которая учила нас в 10-11 классах. Она была удивительная! На ее уроках царила полная тишина, даже самые отъявленные хулиганы замирали на 45 минут. Она создавала какую-то необыкновенную атмосферу на уроках, задавала острые вопросы, заставляла нас думать, она познакомила нас с авторами и произведениями, которых еще не было в школьной программе, которые только-только начинали печататься. Не хочется говорить штампами, но для нас уроки Маргариты Ивановны были окном в мир литературы. Кроме того, чтение всегда было моей страстью, с того самого момента, когда в 5 лет мама научила меня читать. Это было естественно, потому что все в семье читали много.
Корр.: – Вы начали работать в детском саду, почему решили уйти в школу?
И.А.: – Что касается детского сада, то это банальная история. Я филолог по образованию, учитель. Но после переезда из Балея в Балягу места в школе не было, поэтому пошла в детский сад. Пришлось много учиться, но было очень интересно. Даже и не думала, что "застряну" в логопедии почти на семь лет. После ухода в школу через некоторое время опять вернулась в детский сад и совмещала работу логопеда и учителя до тех пор, пока хватало сил и времени.
Корр.: – Как вы относитесь к тому, что сейчас смартфоны и Интернет соперничают с книгами? Как можно помочь школьникам использовать их в полезных целях?
И.А.: – Интернет, конечно, гениальное открытие человечества, но он никогда не заменит общение с книгой. Современные школьники и их молодые родители в большинстве своем почти не читают и не представляют, насколько обедняется их жизнь. Это страшно, неправильно, но это наша реальность. Возможности Интернета безграничны, но зачастую в руках ребенка они сводятся только к играм. Детям надо показывать другую сторону: возможности поиска информации, самообразования. Этим и пришлось заниматься учителям во время вынужденного дистанционного обучения. Это небывалый опыт для всех нас: детей, родителей, учителей. Он показал многое. Дети даже с помощью родителей оказались не в состоянии освоить школьный материал в полной мере, к тому же для многих это технически было недоступно. На учителя легла колоссальная нагрузка: звонки и сообщения от детей и родителей, которые продолжались весь день до позднего вечера, проверка работ, которые отправлялись по электронной почте, в "Вайбере" и "Вотсапе", составление комментариев по поводу недочетов, оценок и рекомендаций. А самое главное, этот наш нелегкий совместный опыт показал, что ребенку не обойтись без живого общения с учителем. А еще, насколько сложна эта работа и как недооценена современным обществом.
Корр.: – Что или кто вас вдохновляет постоянно совершенствоваться?
И.А.: – Вдохновляют, конечно же, дети. Их неудачи заставляют искать какие-то другие пути, другие приемы. Мне нравится искать у ребенка его сильные стороны. Самый маленький успех окрыляет, дает уверенность, что все мучения не напрасны. Когда глаза детей горят, когда ощущаешь, что ты и они – единое целое, то это просто счастье. Понимаешь, что не зря пришел в эту профессию. А еще, конечно, ощущение огромной ответственности за каждого ребенка.
Корр.: – Есть ли у вас какой-нибудь девиз или цитата, которая вас воодушевляет?
И.А.: – Доброта спасет мир! Это мой жизненный принцип и мое глубокое убеждение.
Корр.: – Ирина Александровна, спасибо за беседу.