Имя заслуженного деятеля культуры и искусства Читинской области, члена Союза художников России, Почетного гражданина г. Петровска-Забайкальского Николая Михайловича Полянского вписано в книгу памяти нашей общественной организации золотыми буквами. Его заслуги неоценимы, о нем пишут, работы художника участвуют в выставках, а мемориальные доски украшают улицы и площади населенных пунктов Забайкальского края. В творческом наследии он был и остается художником одной темы, которая стала для него путеводной звездой не только творчества, но и всего жизненного пути.
На работу в музей декабристов я устроилась в апреле 1996 года. И там познакомилась с Николаем Михайловичем Полянским. Вернее, сначала с его замечательными работами: картиной "Свадьба Ивашевых в Петровском Заводе" и офортами, которые располагаются в музее, дополняя его экспозицию. И только потом – с самим автором этих работ. Мастерская художника, в которую он приходил ежедневно, находилась на склоне Лунинской сопки. Попасть туда можно было только через двор нашего музея. И почти каждый день мы встречались с этим простым в обращении, но незаурядным человеком.
С Николаем Михайловичем нас связала тесная творческая дружба, которая продолжалась с начала знакомства и до его последней выставки на открытии Русского драмтеатра им. Н.А. Бестужева в г. Улан-Удэ. На эту выставку мы вместе отбирали картины из личной коллекции художника и из его работ, хранящихся в фонде нашего музея. Помню, как он радовался, собираясь на эту выставку, как, укрепляя на крыше своей "Оки" живописную картину "Свадьба Ивашевых в Петровском Заводе", шутил на мое беспокойство по поводу сохранности бесценного экспоната: "Да ты не бойся, я на своей машине еще и не такие ценные груза возил". И предлагал ехать вместе на открытие выставки…
К его юбилейной дате, к 75-летию со дня рождения, будет много публикаций в СМИ, интернете. Но я хочу предложить вам ознакомиться с одним из многих воспоминаний из еще неизданной книги "Помним, ценим и чтим" о Николае Михайловиче Полянском. О нем и его работах расскажет искусствовед Елена Георгиевна Еманакова. Многие годы с художником их связывала тесная профессиональная нить. Певец декабристского наследия, так обозначила Елена Георгиевна свои воспоминания:
"Николай Михайлович родился 28 ноября 1945 года в г. Петровске-Забайкальском. С детства увлекшись рисованием, он в 1968 года оканчивает Иркутское художественное училище, а через десять лет – художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института.
С середины 1970-х годов Н.М. Полянский начинает активную выставочную деятельность. Его работы украсят экспозиции городских, областных, зональных, республиканских и всероссийских выставок, а количество персональных превысит два десятка. И в одном он всегда будет верен себе. Ведь главной и основной темой его творчества является пребывание декабристов в Забайкалье. Полянский будет решать ее в чисто краеведческом русле – это пребывание "первенцев свободы" в его родном городе.
В настоящее время его произведения хранятся в фондах музеев Читы, Иркутска, Кемерово, Москвы, ряде частных собраний. В 1980 года после участия в Пятой зональной художественной выставке "Советский Дальний Восток", впервые проходившей в Чите, он по рекомендации выставкома вступит в члены Союза художников России.
Но жизнь его сильно не баловала. Все доставалось после упорного и настойчивого труда. А он был человеком взвешенным, спокойным и рассудительным. Известность и всеобщее уважение не избаловали его. Он всегда оставался доброжелательным и общительным, улыбчивым и внимательным к каждому человеку, встреченному на жизненном пути.
Свой трудовой путе Николай Михайлович начал в литейном цехе Петровск-Забайкальского металлургического завода, набивая руку на выпуске агитационных материалов, затем преподавал в ряде школ города уроки рисования, почти восемь лет возглавлял детскую художественную школу. В тяжелые годы перестройки пошел в предприниматели и открыл мебельную мастерскую. Да только быстро разорился. Витиеватая авторская мебель была в те годы многим не по карману. Летние месяцы посвящал дачным заботам, надо было содержать семью.
Но рука все чаще и чаще тянулась к кисточке и бумаге. И Полянский старательно находил время для творчества. Любимая им тема декабристов неумолимо притягивала и требовала более досконального изучения.
Художник со скрупулезностью историка изучал документы, книги, рисунки той эпохи, поэтому сюжеты и персонажи его листов становились более конкретными, узнаваемыми, исторически достоверными.
Композиции листов выстраивал несложные. Уже в первых работах графиком было найдено удачное решение – выдвижение на первый план главных персонажей, что позволило сразу же определить композиционное ядро каждого листа, а использование пейзажных мотивов придало им соответствующий эмоциональный настрой.
Его графические работы всегда плотно заселены. Герои в постоянном действии – строят, изобретают, огородничают, обучают детей грамоте, врачуют, музицируют.
Первая серия "Декабристы в Петровском заводе" была выполнена художником в 1970-х гг. в технике офорта. Эти листы более литературны. Их описательный характер подкрепляется детальной проработкой собственно композиционного построения.
Вторая серия выйдет уже в 1980-е годы в технике литографии, где Полянский более тщательно будет отбирать не только героев, основное действие, объединяющее в единое целое всех персонажей, но и дополнительные детали, элементы обстановки.
Тема декабристов художником осмыслена и в других изобразительных формах. Свои силы попробует художник в живописи. Из-под его кисти выйдет несколько значительных вещей. Стены музея декабристов Петровска-Забайкальского украсит наравне с графическими сериями живописное программное полотно "Венчание В.П. Ивашева и Камиллы Ле Дантю". Художник создавал его на протяжении почти трех лет и до сего дня считал не совсем законченным.
Вскоре появятся монументальные работы. Железнодорожный вокзал в г. Петровске-Забайкальском украсят воссозданные барельефы с фигурами декабристов, а на площади к 160-летию со дня восстания будет сооружено панно с его участием. По эскизам Николая Михайловича будет выполнен ряд декабристских мемориальных досок, изготовлены шкатулки с землей из склепа Александрины Муравьевой, серия значков "Памятники декабристам в Петровском заводе и в Забайкалье". А еще – расписной потолок во Дворце культуры металлургов, мозаичное панно в плавательном бассейне, оформление столовой в доме отдыха "Сосновый бор", Мемориал землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, памятник сотрудникам местного ОВД, восстановлено надгробие коменданта Петровских казематов генерала С.Р. Лепарского и многое другое.
В последние годы кроме монументальных и станковых работ художник все чаще стал обращаться к иллюстрированию книг забайкальских авторов. Среди вышедших и готовящихся к печати изданий можно назвать книги В. Трухиной, продолжавшие традиционную для графика декабристскую тему, и разнообразные издания профессора М.В. Константинова, ставшего художнику настоящим другом.
При активной поддержке и участии друзей Н.М. Полянский стал автором ряда мемориальных досок в городе Чите, которые украсили общественные и административные здания, учебные заведения и учреждения культуры. Среди увековеченных им героев известные исследователи Сибири П.А. Кропоткин и И.С. Поляков, военноначальники Г.К. Жуков и П.А. Белик, Герой Советского Союза И.В. Корольков и почетный гражданин Читы Н.А. Каслов, организатор спорта А.М. Грабарь и педагог В.П. Константинова, руководители Забайкальской железной дороги разных исторических периодов В.В. Оглоблин, Н.А. Гундобин, Н.Т. Закорко, И.А. Корчаченко. На здании исторического факультета установлена мемориальная доска историку Я.И. Дразнинасу. Накануне Дня Победы состоится открытие еще одного памятного объекта работы Николая Михайловича – основателю институтского музееведения, педагогу Б.Л. Лиге...
Последней работой Николая Михайловича стал эскиз мемориальной доски С.А. Маркидонову, отлитый при авторе, но доводить до завершения его пришлось уже сыну Денису. Замена старой доски прошла по инициативе Управления по внутренней политике администрации Губернатора Забайкальского края 29 апреля 2011 г., в день 50-летия со дня рождения Сергея Александровича…".
Как же много потеряла петровская земля с преждевременным уходом талантливого человека. Много неосуществленных замыслов осталось у нас с его уходом. Вместе мы мечтали о том, как в старой части города появится "квартал секретных барышень", как возле памятника женам декабристов на улице Дамской будут останавливаться горожане и туристы, как мы будем рассказывать о том, как на этой улице жили десять героических женщин – жен декабристов, посвятивших себя пре-данности, сочувствию и любви к близким людям, которым перед Богом дали обет: и в радости, и горе быть вместе. Говорили о том, что надо бы обустроить перила моста, установленного через речку Мыкырт, тоже выковать из металла в стиле 19 века. Мечтали, как облагородим и сделаем смотровой площадку на самом верху Лунинской горы, где раскинул свои руки-крылья Лунинский крест, восстановленный Полянским, чтобы водить к нему туристов. Вспоминали о том, как в самую жару вместе копали яму для его установки, с надеждой, что на самом дне найдем бесценные рукописи декабриста Лунина, как устанавливали палисад на территории музея, отливали лестницу, ведущую к склепу-часовне А.Г. Муравьевой, ремонтировали на ней прохудившуюся крышу. Как объявляли акцию на сбор денег для ограждения городского кладбища, как устанавливали и открывали отлитый Николаем Михайловичем памятник коменданту Нерчинских рудников С.Р. Лепарскому и еще о многом, многом другом.
Николай Михайлович был незаурядным человеком, мастерству которого бы позавидовал каждый. Он всё делал с любовью, начиная от простенькой скамейки в стиле 19 века, сооруженной его руками для спектакля в городском центре детского творчества, и которой теперь гордится коллектив центра, до плакатов, мемориальных досок, росписи в реставрируемом городском бассейне. Его картин, литографий и офортов, хранящихся в музее декабристов, исторических памятниках, сделанных и отлитых его руками и установленных в городе и районе.
Николай Михайлович Полянский ушел от нас, как и жил, стремительно. Ушел, открыв очередную персональную выставку в Русском драматическом театре города Улан-Удэ, ушел в самом разгаре своего творчества. Но осталась память в сердцах всех, кто был знаком с самим художником, и его незаурядным талантом. Надеемся, что все, кто соприкоснется с его творчеством, будут открывать и изучать историю не только города, но и нашей страны, через его памятники, картины, офорты, да и через все работы, созданные его умелыми, талантливыми руками.