Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационно-аналитическая газета

673005, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский ул. Ленина, 2, каб. 8,9
телефон: +7 (30236) 3-27-02, +7 (30236) 3-11-07
e-mail: redakciya2005@mail.ru

"Мусорная" реформа

Что не так с "мусорной" реформой

Поверьте, ни один материал для газеты не готовился так долго и так трудно, как этот. Насколько критично относятся земляки к нововведению, настолько истово хотелось найти информацию, которая мотивировала бы наше население на расположение к реформе. Тем более, что начальная цель реформы благая, - очистить окружающее нас пространство от свалок, тем самым повысив качество жизни и здоровья всех нас. Тем более, что в десятках развитых стран с проблемой мусора давно и успешно справляются. Однако, личная встреча с представителями местного отделения компании "Олерон+" и погружение в медийные источники информации по данной теме ничего, кроме глубокого разочарования, мне лично не дали. По последним данным, по России перерабатывается только 8% коммунальных отходов, остальное копится на просторах страны. В принципе, как и раньше. Так за что же с нас требуют к оплате немалые деньги? Предлагаю, уважаемые земляки, разбираться в перипетиях так называемой реформы всем вместе.

Как известно, Забайкальский край приступил к реализации реформы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами позже других регионов. Использовать забег во времени наши властные структуры, скажем прямо, не смогли. Серьёзной проблемой в крае остаётся нехватка мусорных полигонов, а подготовительные работы, как считает министр природных ресурсов Сергей Немков, закончатся только в текущем году. По его словам, активно строятся контейнерные площадки, до конца года их будет 1323 на сумму 79 млн рублей. Также закупаются контейнеры и бункера для раздельного сбора мусора. Только мы, живущие в городских и сельских поселениях, не видим должного движения, ведь у нас так и не появились стационарные площадки для сбора мусора, а по – прежнему практикуется допотопный помешочный сбор мусора от домовладений. Мусор по – прежнему не сортируется и не перерабатывается, более 90% мусора, как и раньше, оседает на полигонах и свалках. Медленно и верно надвигается проблема переполненности действующих свалок. По официальным данным, в 32 регионах мощности полигонов будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них – до 2022. При этом у большинства регионов нет возможности создать новые полигоны. Видимо, поэтому Министерство природных ресурсов видит выход в рекультивации существующих свалок. А провести эти мероприятия планируется опять же за счёт дополнительного увеличения стоимости утилизации ТКО в пределах 30 – 35 рублей в год с человека. Люди считают крайне неразумным "закапывать" деньги в захоронение старых свалок и открытие новых. По здравому смыслу вначале следовало построить заводы по сортировке и переработке ТКО, а затем избавляться от старых свалок. Запланированный в Забайкалье мусороперерабатывающий завод в местечке Ивановка, в который уже вложена прорва средств, в том числе кредитных, стоит без дела десять лет и находится в предбанкротном состоянии. Выходит, мы и дальше будем заложниками бестолковой системы, когда будут из нас качать денежные средства на всякого рода захоронения отходов. Уже вполне очевидно, что любыми поборами с населения не закрыть то, что планировалось – в формате экономики замкнутого цикла. Ответственные ведомства подошли к реформе формально: не учли множество факторов и не призвали к работе экспертов – экологов. К раздельному сбору мусора большая часть страны даже не приблизилась. Власти большинства российских регионов признают, что реформа, введённая в 2019 году, провалилась, так как она не помогла решить ни одну проблему, а лишь добавила новых. "Мусорная реформа" требует пересмотра, - уверены в Счётной палате, однако пока так ничего и не делается для изменения ситуации.

ООО "Олерон+" на территории Забайкальского края – монополист со всеми вытекающими последствиями. Статус монополиста позволяет диктовать свои условия, даже если имеют они оттенки явной корысти. Посмотрите, как ловко компания ушла от ответа о персональных данных, которые позаимствовала в АО "Энергосбыт". Поскольку обе компании являются поставщиками коммунальных услуг, то персональные данные, по мнению регоператора, не передаются друг другу, а всего лишь используются для выставления счетов потребителям. Есть тут и ссылка на пункт 5 части 1 статьи 6 ФЗ "О персональных данных". Ага, потребители не желают заключать договора с регоператором? И не надо! "Олерон+" уверен, этот факт не избавляет потребителя от обязанности оплачивать услугу. Более того, и мешки с мусором можете не выставлять за ворота, уверяет "Олерон+", а платить всё равно придётся, ведь по вашему адресу проходил мусоровоз. А если не платишь, тут же становишься должником, за просрочку платежей набежит пеня, а затем последуют санкции. А вы продолжаете упираться: так договора же нет! Как бы не так, он считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 – ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на официальном сайте в Интернете. То есть договор, по уверению регоператора, считается заключенным автоматически. "Не заключение либо уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за указанную услугу". То есть мы с вами должны принять условия компании в добровольно – принудительном порядке. Следует ссылка на постановление правительства РФ №354. Монополиста не интересует, имеет ли данное постановление логику и здравый смысл. Ведь людям приходится за одну услугу платить дважды – за себя по месту прописки и за "мёртвые души" в пустующей недвижимости (жильё, оставшееся от умерших родственников). Хотя закон о защите прав потребителей не позволяет дважды оплачивать одну услугу. Такое неприкрытое понуждение монополиста вызывает отторжение, ощущение некоего варварства по отношению к понятию права, как юридической субстанции. Тем более, что практикующие юристы, ссылаясь на ч.1 ст. 421 ГК РФ, уверяют граждан и юрлиц в том, что понуждение к заключению договоров не допускается. Как говорится, нет договора – нет и обязательств. Пресловутая публичная оферта – это всего лишь сделанное нам предложение заключить договор. Юристы говорят: не согласен с тарифом – не плати. А оплатил – значит, дал согласие. Тем не менее всегда есть возможность оспорить некорректные данные и добиться перерасчёта.

При более пристальном знакомстве с условиями "мусорной" реформы сами собой возникают множественные вопросы. К примеру, законное недоумение жителей вызывает разделение твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на две части. В одной из них те отходы, за которые отвечает и стало быть принимает оператор. Это бумага, картон, пластик, консервные банки, стекло (бутылочное, оконное), обои, линолеум, кафельная плитка, старая мебель, старая бытовая техника. Жители нашего региона относят данные отходы к сырью, за которое по здравому смыслу им положена оплата или снижение стоимости услуги. Почему же нас принуждают самих платить за такое сырьё как за мусор? Ко второй группе отходов "Олерон+" относит жидкие отходы, битый кирпич, бетон, золу, шлак, ветки, солому, опилки, щепу, доски, брёвна, листву, металлолом, - данные отходы регоператор не принимает. Спрашивается, куда домохозяину с этим добром? Понятно, монополист свою прибыль не упустит, а потому в сети интернет есть такое объявление: "Иные отходы: шлак, зола, смет от уборки территории частных дворов, ботва и отходы с приусадебных хозяйств, ветки, трава, строительные отходы оператор принимает на свалке на платной основе. С 10 мая 2020 тариф за кубометр для населения составляет 100 рублей. Объём определяется визуально". Получается, двойная плата за одну услугу. Этот тариф прикладывается в дополнение к основному – за вывоз мусора от домохозяйства и составляет он 54руб.65 коп. за каждого прописанного в доме человека. Ни правительству, ни самому "Олерону" не интересен вопрос: вынесут ли двойную нагрузку кошельки наших граждан? Платить в два адреса за одну и ту же услугу в условиях общего спада экономики, падения доходов из – за пандемии не каждый может себе позволить. Так и просятся в строчку слова известного экономиста Михаила Делягина о том, что мусорная реформа придумана для ограбления. Обойти же оператора никак не получится, даже если есть возможность вывезти весь накопленный мусор самому. Почему? Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, сжиганию, размещению отходов 1 – 4 классов опасности требует обязательного лицензирования и потому домохозяйствам запрещена.

Градус негодования забайкальцев по поводу внедрения мусорной реформы нарастает. Неплатежи за вывоз мусора приобрели массовый характер. К концу 2020 года услуги оплатили только 41 % жителей региона. Задолженность населения перед ООО "Олерон+" составляет 320 миллионов рублей. Это своего рода протест граждан против нововведения, в котором трудно усмотреть разумный смысл и конечную цель, которой, безусловно, должна быть сортировка отходов и их переработка. Благая цель умерла, не успев зародиться. Неплатежи по большей части объясняются нищенским положением простых граждан. Однако, от выгодного бизнеса монополист уже не откажется. И вот почему. На сайте "Красноярский рабочий" промелькнул интересный расчёт. С 2019 года все 145 миллионов граждан нашей страны платят в среднем по сто рублей в месяц за утилизацию. Получается, мусорные компании зарабатывают 1,4 миллиарда рублей в месяц, в год – 16,8 млрд руб. Ничего не скажешь, доходный бизнес, потому – то столичные претенденты выдавили из данной сферы местные компании. Есть такое мнение: мусорная реформа и затевалась с той целью, чтобы отобрать полигонный мусорный бизнес у региональных и местных элит и передать его федеральным элитам, интересы которых представляют повсеместно региональные операторы. Экология, чистая страна, цивилизованное обращение с отходами играют в этой конфигурации второстепенную роль. На первом месте только деньги, чистая прибыль. Региональных операторов неплохо поддерживает Федерация. Например, забайкальскому "Олерону+" предоставили из федерального бюджета 92 миллиона рублей на обеспечение расходов, связанных с непрерывной работой компании, - своего рода компенсация за неплатежи потребителей услуги. На сайте "Забайкалье – о наболевшем" наш любимый "Олерон" доложил: с жителей в судебном порядке подлежит к взысканию 4,5 миллиона рублей. Точно такую же сумму компания вернула потребителям за некачественно оказанные услуги по вывозу мусора. Ещё одна цифра характеризует деятельность регионального оператора: в Краснокаменске компания оштрафована на четверть миллиона рублей. А больше всего к компании претензий по тарифам на вывоз мусора в частном секторе.

Почему так много споров вызывают действующие на территории нашего края тарифы? Так, для жителя многоквартирного дома норматив накопления ТКО установлен 0,142 куб.м в месяц, для жителя индивидуального жилого дома – 0,1 куб.м. Тариф на одного прописанного человека в квартире составляет 77руб.60коп. Тариф на одного человека в индивидуальном доме составляет 54 руб.65 коп. Как и откуда появились такие цифры? Данные нормативы установлены Региональной службой по тарифам приказом №173 –НПА в Забайкальском крае. В этом приказе нет информации о том, проводились ли замеры отходов для установления норматива накопления ТКО. В Иркутской области, к примеру, плата значительно ниже забайкальской. По мнению компетентных лиц, плата за вывоз мусора в Забайкалье несоразмерна его объёмам из – за некорректных нормативов накопления ТКО, установленных Региональной службой по тарифам. Губернатор края Александр Осипов летом 2020 года поручал главам районов пересчитать нормативы по накоплению ТКО. Следовало сделать замеры накопления ТКО по сезонам года. Задача была провалена. "Эта работа была плохо выполнена, в том числе районами. Из – за этого есть существенные сомнения в тарифах",- сказал губернатор. Проанализировать накопление отходов в регионе он поручил вице – премьеру правительства Андрею Гурулёву, он и курирует в настоящее время эту работу. Бизнес – защитнице Виктории Бессоновой и депутатам Заксобрания удалось доказать некорректность нормативов накопления ТКО на предприятиях частного бизнеса. В настоящее время забайкальские ИП платят по фактическому накоплению ТКО. Жители нашего региона также понимают абсурдность завышенных норм накопления ТКО в частном секторе, только за частников некому сказать веское слово. С необоснованно завышенными счетами за вывоз мусора следует бороться – сначала предъявлять претензию, а затем судиться, - таково мнение экономиста Михаила Делягина. Выход в данном случае один: не бояться идти в прокуратуру и в суды, доказывая те нормы права, которые нарушает региональный оператор. А для начала было бы неплохо в каждом поселении провести сходы граждан. Как например, сход граждан в Борзе, где жители составили резолюцию с требованием предоставить им полную калькуляцию и экономическое обоснование тарифов, взимаемых компанией "Олерон+". Также борзинцы попросили предоставить им расчёты нормативов, в соответствии с которыми предприятие взимает плату за утилизацию отходов. Имея экономические расчёты и претензии к компании по тем нормам права, которые нарушает монополист, можно смело отправиться в суд за защитой интересов граждан. В данном случае важно учесть то обстоятельство, что законодательство в настоящее время позволяет подать коллективный иск, так сказать коммуной, объединённой территорией проживания. Так проще организовать защиту своих требований.

В качестве оспариваемых законодательных норм можно, на мой взгляд, выставить отсутствие договоров между компанией и потребителями услуги, некорректные нормы накопления ТКО в частном секторе и предъявленные тарифы. Отсутствие по месту жительства стационарных площадок, как необходимое условие в регламенте оказания коммунальной услуги и установленных согласно новым требованиям СанПиНа. Выставлять все виды незаконных двойных поборов (по месту прописки, например, и за жильё умерших родственников где – нибудь в деревне, которое вы попросту не можете продать). Спрашивать через суд за не оказанные по вине оператора услуги или не качественно оказанные услуги, в том числе по вопросу снижения стоимости услуги ввиду предоставления оператору сырья, пригодного для вторичной переработки. Можно оспорить отдельную оплату за крупногабаритные отходы дополнительно к существующему тарифу, ведь согласно приказу Росприроднадзора они входят в норматив на вывоз ТКО. Жителям надо знать о моратории за подписью президента о плате за услуги ЖКХ без пени до конца 2020 года. Также необходимо знать точную дату начала вывоза мусора конкретно по адресу проживания.

Глубоко и всесторонне изучая проблему, поинтересовалась отношением к реформе депутатов Заксобрания края и Государственной Думы. Забайкальские депутаты посвятили работе регионального оператора шесть заседаний. Однако, довольно скептически относятся к новым правилам обращения с ТКО. Депутат Николай Мерзликин называет работу "Олерона" в Забайкалье пустышкой, оценивает в целом: "Тот же бардак за бОльшие деньги". Он также отмечает, что по факту захода на территорию края новой компании не проводились обязательные публичные слушания. Депутат Константин Коростелёв по – своему оценивает новшество: "Будем платить за мечту". По словам председателя депутатского комитета по экономической политике и предпринимательству Юрия Кона, депутатам удалось убедить правительство края установить тариф для бизнеса не по установленному нормативу, а по количеству произведённых отходов. Депутаты добились проведения новых замеров для бизнеса с начала года. Фракция ЛДПР в Госдуме активно работает с правительством по пересмотру постановления №354 в той части, чтобы из списка на оплату ТКО исключить детей. Депутаты Госдумы подготовили предложения для Минприроды РФ. Звучат они так. 1). Изменение порядка и методики определения субъектами РФ нормативов ТБО для населения в части использования дифференцированного подхода (состав семьи, тип поселения, особенности домовладения). 2). На уровне правительства РФ проработать возможность определения размера оплаты исходя из фактического объёма образования ТКО, а не по нормативам накопления. 3). Субъектам РФ проанализировать меры социальной поддержки многодетных граждан.

По сути реформа, призванная решить экологические проблемы регионов, скатилась к борьбе за наши деньги. "Комплексная система обращения с ТКО пока не сформирована", -констатируют в Счётной палате. Монополизация данной сферы и отсутствие здоровой конкуренции неизбежно приведёт к повышению тарифов и падению качества услуг. Поэтому от гражданской позиции каждого из нас будет зависеть ближайшее будущее как самой реформы, так и нашего благополучия. Нам следует активно добиваться пересмотра норматива накопления ТКО и пересмотра тарифов на вывоз мусора из частного сектора. А потому желаю вам, дорогие земляки, стойкости и мужества.

Автор: Светлана Евсевлеева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 829

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика