Чудесные пейзажи, яркие натюрморты, портреты родных и знакомых, копии картин великих художников занимают всё свободное пространство в небольшой стандартной квартире одного из домов военного городка. И это только часть работ художника - то, что не вошло в его выставку, которая сейчас работает в художественной галерее. Именно в галерее, во время проведения акции "Ночь музеев - 2014", и произошло наше знакомство с этим творческим человеком.
Геннадий Григорьевич родом из далёкого Забайкалья, а точнее - из города Шилка Читинской области.
- Мои родители, также как и дед с бабкой, были "закоренелыми" крестьянами, во всяком случае, как мне известно, художников в нашем роду не было, - рассказывает Геннадий Григорьевич. - Но мой отец обладал необыкновенным даром живописца, причём я узнал об этом уже после его гибели, когда нашёл на чердаке написанную им картину - почти полуистлевшую и покрытую слоем пыли. Вот тогда-то мама и рассказала мне, тоже чувствовавшему какую-то необыкновенную страсть к рисованию, о папином увлечении живописью.
Как выяснилось, своего отца мой собеседник помнит только по фотографиям и рассказам мамы, так как Григорий Ильич Гладкощёков погиб в 1943 году под Ленинградом. На фронт его призвали в 1942 году, когда сыну было всего-навсего три года, старшей дочери - пять лет. Сейчас Геннадий Григорьевич бережно хранит отцовские письма с фронта и извещение о том, что он погиб. А та картина с чердака, которую когда-то нарисовал отец, теперь висит в его комнате – бережно восстановленная руками сына.
Жизнь семьи Гладкощёковых после гибели Григория Ильича складывалась так же, как и у большинства советских людей в тяжёлое военное и послевоенное время.
- В 1946 году я пошёл в первый класс. Помню, в то время пряники продавали с глазурью, и так хотелось их наесться досыта! Как-то мама выделила мне 20 копеек, я побежал, купил не то три, не то четыре пряника. Принёс их домой, разделил с сестрой, съели, конечно, сразу же, но так и не наелись. А уж хорошие краски, кисти и бумагу в то время купить вообще было невозможно, однако как только мама заметила моё увлечение рисованием, сразу же поддержала его.
Как признаётся Г.Г. Гладкощёков, с детства он рисовал всегда и везде, причём был настолько увлечён творчеством, что даже во время срочной службы в Советской Армии, на которую его призвали в 1958 году, не оставил своего занятия живописью. И до сих пор жалеет, что ему не удалось получить профессиональное образование как художнику, хотя мечтал именно об этом. Так, по словам Геннадия Григорьевича, за два месяца до окончания службы в армии он подал документы для поступления на художественное отделение Иркутского университета искусств. Отправил в приёмную комиссию и четыре свои работы - два натюрморта и два портрета, выполненные карандашом и маслом. Через десять дней оттуда пришёл ответ - "все работы приняты с положительной оценкой, приезжайте на сдачу вступительных экзаменов". Обрадовавшись, солдат-срочник отправился к командиру части с заранее подготовленным "презентом" - копией картины Василия Перова "Охотники на привале" - и попросил: "Помогите попасть на экзамены до момента окончания службы!". Командир, кстати, был страстным охотником, поэтому на копии картины Геннадий изобразил именно его, вместе с товарищами - такими же любителями охоты. Приняв подарок, он пообещал посодействовать в исполнении мечты солдата-художника и написал письмо в штаб армии. Вот только оттуда ответили отказом, поэтому на вступительные экзамены в тот год Геннадий Григорьевич так и не попал.
Потом, как выразился мой собеседник, жизнь пошла-поехала так, что и не до учёбы стало: навсегда связал свою судьбу со службой в армии, женился на своей землячке из Шилки - девушке по имени Александра, у них родились сыновья Александр и Сергей. Вместе с семьёй объехал почти всю страну и не только её, так как служил в Хабаровске, на Сахалине, в Германской Демократической Республике, а в 1973 году кочевая жизнь военнослужащего забросила Гладкощёковых в наш небольшой городок. Говорит, что первые впечатления от Петровска, причём далеко не радужные, помнит до сих пор.
- От вокзала до элеватора мы с женой дошли благополучно. А вот дальше дороги уже практически не было, зато грязь вокруг - до колен, и ноги из неё еле-еле вытягивать получалось! У моей супруги один сапог увяз, да так и остался в грязи... Мы потом, когда уже военный городок обустроили, всегда этот случай со смехом вспоминали. Местность здесь была болотистая, поэтому территорию сразу же стали деревьями засаживать, чтобы они воду лишнюю "оттягивали". Потом дорожки бетонные проложили, обустроили плац, где ежедневно проходила строевая подготовка, и стадион для занятий физкультурой, дома выстроили - военный городок преображался на глазах. Сейчас печально и больно смотреть на то, во что превратился один из самых благоустроенных микрорайонов Петровска - сорокалетние деревья падают, плац и стадион заполонила поросль тополей, здания столовой и казарм разрушаются... Но Петровск я полюбил, со временем он стал для меня второй малой родиной, - признаётся Г.Г. Гладкощёков. - Именно здесь я "обзавёлся" своей творческой мастерской, в петровской художественной галерее в 2006 году, при содействии начальника управления культуры А.Д. Карташова и Т.И. Коноваловой, бывшей в ту пору директором краеведческого музея, прошла первая большая выставка моих работ.
Да, несмотря на несбывшуюся мечту о профессии художника, Геннадий Григорьевич заниматься живописью не бросил - продолжал учиться всем тонкостям искусства самостоятельно, читая специальную и справочную литературу, изучая жизнь и творчество великих художников, копируя их картины.
- Копии картин великих мастеров кисти я пишу не просто так, можно сказать, что копируя Айвазовского, Шишкина, Репина, Васнецова или Рембрандта, я учусь у них, как надо подбирать краски, изучаю игру света и тени, - поясняет он. - Нюансов, конечно же, много, ведь мы до сих пор не знаем и, по-видимому, никогда не узнаем всех секретов известных художников. Писать свои картины, естественно, сложнее, чем делать копии, но и копируя, надо каждую деталь продумать, прорисовать, понять, почему художник использовал именно тот, а не другой оттенок, каким характером он хотел наделить своего героя. Думаю, что в картину надо "вглядеться", именно тогда услышишь и шум морского прибоя, и хруст веточки в сосновом лесу, и пение птиц на рассвете.
Очень трудоёмкими, по признанию самодеятельного художника, получаются большие картины. Например, копией репинских "Запорожцев" (больше известной под названием "Запорожцы пишут письмо турецкому Султану") Геннадий Григорьевич занимался около пяти лет! Как человек целеустремлённый и настойчивый, он, если намечает какой-то сюжет для будущей картины, полностью уходит в творчество. Говорит, нередко бывает и так, что задуманное с первого раза не получается. Тогда художник оставляет начатую картину, а спустя какое-то время (это может быть и несколько дней, и несколько месяцев) находит ту самую "ниточку", которой не доставало, и снова начинает творить.
- К сожалению, сейчас рядом со мной уже нет жены Александры Харитоновны. Многие годы она была моим верным другом и, будучи тоже человеком творческим, понимала меня как никто другой, ведь я порой ночи напролёт сидел за работой с кистью и красками. Сыновья Александр и Сергей мне, скорее, сочувствуют, говорят, что нужно иметь "адское терпение", чтобы так корпеть над картинами! К детям, по-видимому, не перешёл мой дар художника, а вот внучки Сашенька и Марина замечательно рисуют. Им передалось желание и умение видеть прекрасное, обе учились в изостудии, так что начало, причём неплохое, обозначено. Сейчас у них другие увлечения, но я надеюсь, что со временем они всё-таки вернутся к творчеству.
Куда бы ни пошёл Геннадий Григорьевич, у него всегда с собой небольшой блокнотик-книжечка для зарисовок и карандаш или ручка. На страницах этих маленьких самодельных альбомчиков постоянно появляется то, что людям, не наделённым даром живописца, кажется привычным и обыденным - улицы, дома, заборы, цветы, деревья, животные и даже предметы домашнего обихода. По мнению Г.Г. Гладкощёкова, главное для художника - видеть мир вокруг по-особенному, подмечать то, что не видят другие, и отражать это в своих работах. Наверное, именно поэтому считается, что на лицах людей на портретах нередко проявляются их скрытые черты характера, увидеть которые может только человек, держащий в руках кисть или карандаш. А ещё, уверен Геннадий Григорьевич, каждую картину нужно писать "с душой", вкладывая в неё всё своё сердце – только тогда работа "зазвучит", заиграет всеми красками, и люди, глядя на неё, увидят объёмные образы. И одно из подтверждений этому, как мне кажется, – серия картин художника, посвящённая году лошади. Посетители художественной галереи, видя эти работы, долго не могут оторвать от них взгляд, так завораживающе они действуют.
Прощаясь с Геннадием Григорьевичем, я поинтересовалась его творческими планами. Как выяснилось, сейчас художник планирует начать работу над большой серией зимних пейзажей. Материал уже подготовлен, есть и первые наброски. И я уверена, что спустя немного времени посетители художественной галереи смогут оценить всю прелесть русской зимней природы именно такой, какой её увидел этот талантливый живописец.