Раньше никогда не задумывался, почему именно 5 октября стало праздничной датой. Оказывается, этот день выбрали "датой педагогов" вовсе не случайно: именно этого числа много лет назад, в 1965 году, во французской столице состоялась общая встреча двух организаций - Международной организации труда и ЮНЕСКО. А обсуждались на ней как раз вопросы, связанные с образовательной деятельностью, например, кто является учителем, каковы цели и задачи учительства, каким образом и где нужно их готовить. В результате конференции был принят так называемый декрет "О положении учителей", в котором и прописали весь существующий педагогический регламент. Теперь этот день отмечен красным в календарях более чем ста стран мира.
Сегодня мой собеседник - Геннадий Леонидович Мартынов. Человек в районе известный, благодаря победам своих воспитанников. Да что там в районе. Его хорошо знают любители шахмат во всей республике, а с тех пор, как команда стала выезжать на российские соревнования - то и в стране. А как педагог - он почётный работник в сфере образования Российской Федерации.
Тренер-преподаватель спортивной школы - так называется его должность, но "штаб-квартира" шахматистов уже много лет базируется в гимназии. Учить ребят шахматным премудростям он стал не сразу. После окончания сельхозинститута несколько лет работал в совхозе "Красногорском", в ХДСУ, то есть, по работе Геннадий был чистейшей воды технарём. Казалось бы, ничего не предвещало учительской карьеры. С другой стороны, спортом он всегда увлекался. И лёгкой атлетикой, и лыжами, само собой - шахматами и шашками. В деревне, где рос, и волейбольная площадка была, и футбольное поле. Даже сетка на воротах была натянута. Со всей округи молодёжь собиралась, чтобы потягаться в разных турнирах. Сейчас педагог уже привычно сетует на то, что во многом подвижные игры заменяют телефоны, смартфоны, айфоны:
- Они же уткнутся в экраны, ничего вокруг себя не замечают. Я всегда поощряю, когда дети не только в мой кружок ходят, но и в другие спортивные секции, в школу искусств. Человек должен расти разносторонней личностью.
Геннадий Леонидович пришёл на работу в спортшколу в конце девяностых, когда школой руководил Николай Аркадьевич Ворончихин. Именно Николай Аркадьевич систематизировал спортивную жизнь учеников. А наш герой был в то время и завучем, и завхозом, и тренером.
Юрий Иванович Вельков предложил ему свозить детей на шахматные соревнования, а дальше пошло-поехало. Через год уже со своими воспитанниками съездил на турнир, а в двухтысячном первый раз стали чемпионами среди сельских школьников. И потом много лет этот титул не отдавали никому.
Когда встал вопрос о получении педагогического образования, нисколько не сомневался, поступил заочно в Глазовский пединститут. Верно говорят - век живи, век учись. Стать студентом в 53 года - это дорогого стоит. Учёба давалась легко. На сессиях экзаменаторы даже не дослушивали Геннадия Леонидовича - всё знал назубок. Как-то даже заменил преподавателя - провёл начальный курс шахмат.
- Не знаю, смог ли донести за одну пару какие-то знания, но опыт преподавания есть, думаю, что чему-нибудь всё же научил.
- Геннадий Леонидович, у вас здесь висит планшет с информацией, который называется "Стратегия и тактика". Как выбираете стратегические приоритеты в жизни и как тактически достигаете поставленных целей.
- Самое главное достижение - моя семья Я построил дом, вырастил двух сыновей, деревьев много посадил. Вообще, люблю заниматься садом, огородом, увлёкся пчеловодством. Люблю по лесу гулять, особенно зимой, когда особой работы в выходные по дому нет и не надо ехать на очередные соревнования. Встаю на лыжи, беру рюкзак, куда кладу котелок, картошку, чай. Выхожу с утра, ближе к обеду костерок развожу, пеку картошку, чайку заварю. Возвращаюсь домой к вечеру.
А второе достижение - моя шахматная семья, мои воспитанники. Я же часто для них и за папу, и за маму, они обращаются ко мне с какими-то житейскими вопросами. Задача преподавателя, тренера, в первую очередь, - воспитание, а потом уже обучение. С кем из ребят мы давно работаем - те увлечённые люди, без вредных привычек. Да и сам таких привычек не имею, так что своим собственным примером воспитываю. Здесь важно взаимопонимание, взаимоуважение. Надо лишь легонько подталкивать детей на правильный путь. И всё получится. Нужно оставаться человеком в любых ситуациях.
Фото автора.