Из чего состоит дорожное полотно? Оно похоже на слоёный торт с разной начинкой. Где-то у самой основы - грунт. Затем щебёночно-песчаная смесь. После - щебень. Только потом, если повезёт, верхняя часть дороги покрывается асфальтобетоном.
Конечно, структура зависит от сложности дороги - от капитальности. Для Северного дорожного управления, в состав которого входит Красногорский ремонтно-строительный участок, главным объектом сейчас является дорога "Удмуртский Караул - Дёбы". Как вы понимаете, благодаря такой слоёной структуре дорожного покрытия, стоимость проекта высока. Строительство - дело, требующее огромных капиталовложений. Только представьте, один километр дороги к Дёбам стоит порядка 13 миллионов рублей! Плюс к этому - большие жизненные и физические затраты сил и энергии самих работников. Даже в свой профессиональный праздник, об отдыхе им думать некогда - к зиме дорога должна быть готова.
Но здесь всё зависит не только от них самих. И даже не только от денег. "Все под одним Богом ходим", - вспомнил крылатое изречение мастер ДУ А.А. Копысов. Действительно, кто знает, какую погоду пошлёт Бог? До последнего момента бывает не ясно, будет ли продолжаться работа на том или ином объекте. Если более или менее везёт, то за пару месяцев километр дороги готов, как утверждает Александр Анатольевич. К тому же, по его словам, грунт должен быть сухим, чтобы всё сложилось удачно в этом "слоёном торте", а сейчас, в период осенних моросей, высокая влажность. Но процесс строительства долгий, и за весь период приходится сталкиваться с разными погодными условиями. Мастер вспоминает:
- Я работаю здесь с 1995 года. До этого трудился в ХДСУ. На моём веку много больших и значимых проектов. Самый весомый - дорога "Красногорское - Игра". Важными были "куски" до Валамаза и Большого Селега. В своё время работали и на объектах Ярского, Балезинского районов.
Ещё один важный критерий при строительстве дороги - наличие всей необходимой техники. Чем её больше, тем быстрее пойдёт работа - это факт, не требующий доказательств. В обиходе Северного дорожного управления (Красногорский, Глазовский и Ярский районы) техники достаточно. Один район помогает другому, плюс к этому используется привезённая техника, если того требует проект.
Коллектив Красногорского РСУ насчитывает порядка сорока человек. Количество людей варьируется, так как иной раз привлекаются временные работники.
Говорят, в России две беды. Известно, какие. С этим изречением Александр Анатольевич соглашается, но добавляет:
- Дорог нужно много. Но на всё не хватает денег.
Дороги до́роги - и это должны понимать все мы.
А всех своих коллег Александр Анатольевич Копысов (чьё имя будет занесено в ноябре на районную Доску почёта) поздравляет с праздником. Пожелания его просты - в первую очередь, здоровья, благополучия, терпения и, конечно, хорошей погоды!
Фото автора.