Для людей, проходивших службу в такой одежде, последнее воскресенье июля - особенный день. 28 июля - День военно-морского флота. По традиции снова вместе соберутся те, чья служба была связана с морем.
И в нашем районе довольно много моряков. Один из них - Алексей Леонидович Сидоров. Ещё в школе, при прохождении приписной комиссии в его свидетельстве рекомендуемым местом службы указывался Черноморский флот, и отец почему-то, будучи сам ракетчиком, прочил сыну флотскую судьбу. Да и сам юноша попросил, чтобы его записали в моряки. Хотя до этого ни разу моря не видел. Так и вышло. Только не пришлось новоиспечённому призывнику погреться на черноморском солнышке, по воле неведомых командиров и начальников, причастных к отбору молодого пополнения, оказался Алексей на берегу суровой Балтики, в Калининградской области.
Две недели в учебке пролетели незаметно, и вот он уже принят на борт малого десантного корабля типа "Зубр". Это только по названию он малый, на самом деле он мог перебросить из одной точки в другую до пятисот человек личного состава и десяток бронетранспортёров.
Назначили матроса Сидорова мотористом. Сыграл свою роль тот факт, что у него были права тракториста. И это ничего, что самолётные турбины, установленные на корабле, мало напоминали тракторный двигатель, главное, что человек в технике разбирается. Значит, разберётся и с газотурбинным генератором. А это и входило в новые обязанности Алексея: запустить генератор - и бегом на нижние турбины следить за давлением, уровнем масла, и чтобы нигде никаких подтёков не было.
Хорошо помнит свой первый выход в море. Сугубо сухопутному человеку поначалу страшновато бывает - глазу зацепиться не за что, кругом тебя, насколько хватает взгляда, одна вода. И этой водички в первое плавание пришлось хлебнуть. А как иначе? Процедура посвящения в моряки малоприятная, но не смертельная. Перед строем командиров и сослуживцев боцман зачерпывает ведром на верёвке забортной воды, наливает её в плафон из-под фонаря. А он вмещает ни много ни мало - 750 грамм. Всё это надо выпить одним духом, не оплошать перед своими товарищами, ни одной капли мимо рта не пронести. Алексей выпил, не поморщился, а бывали случаи, что молодых матросов тут же тошнило, кто-то через несколько минут из-за желудочного расстройства бежал в гальюн, по-нашему, по-сухопутному, - в туалет.
Сама служба была интересной, мотористу нравилось узнавать что-то новое, ходить в море. Даже ночные тревоги не особо его беспокоили. А бывали они довольно часто. Поступит приказ, погрузятся морские пехотинцы, их надо доставить по заданным координатам. В какое конкретно место попадёшь по этим координатам, сразу не поймёшь. Однажды точкой с широтой и долготой оказался пляж. Купальный сезон в разгаре. Аппарель (помост для погрузки и выгрузки) опускается, с корабля десантируются морпехи. Команде надо крепления с техники снимать, а она во все глаза смотрит на загорелых девушек в купальниках…
Алексей Леонидович с гордостью говорит о корабле, на котором служил:
- Мины ему не страшны, он на воздушной подушке, скользит по поверхности воды, потому и качки на нём не бывает, морской болезнью не страдал. Для радаров невидим - водная пыль, окружающая идущий корабль, надёжно защищает его от локаторов.
Из истории
День военно-морского флота в России отмечается каждый год в последнее воскресенье июля. Этот праздник возник 80 лет назад, в 1939 году. Отмечался 24 июля. В 1980 году дату перенесли на последнее воскресенье июля. После распада Советского Союза праздник прекратил своё существование. Однако в 2003 году Президент РФ Владимир Путин восстановил день ВМФ в качестве официального российского праздника.
Но всё-таки за время службы случилась с судном одна авария. Когда корабль причаливает, он же прямо на берег "выпрыгивает". И надо же такому случиться, что на его пути большой острый камень лежал, он и вспорол прорезиненное "брюхо". Но с этой ситуацией быстро справились. На такой случай на борту есть заготовленные заплаты. Моряки дрелью просверлили отверстия вокруг "раны" и закрепили заплату болтами - можно идти дальше.
Чтобы запомнить военные термины, надо было привыкнуть. С этим связано много флотских шуток. Конечно, мой собеседник якоря не затачивал и на клотике чаи не распивал, но и ему в начале службы досталась порция шуток и розыгрышей. И я бы поделился с читателями рассказами о них, но, к сожалению, они не для печати. Юмор уж очень своеобразный. Но посмеялся я от души.
Корабль был домом для военнослужащих, в прямом смысле. Здесь они жили - служили, ели, спали, иногда покидали его, уходя в редкие увольнения. Кормили хорошо, грех жаловаться. Помимо обычного меню, на столе всегда бывали фрукты, сгущёнка. Свободного времени было не особо много. Корабль боевой, значит, должен содержаться всегда в порядке, поэтому моряки всегда были чем-то заняты. Даже ночью механик мог поднять тебя одного, приказать запустить генератор, и если всё было нормально, то отправлял досыпать.
Было время, конечно, и книжки почитать, и письмо написать. Письма Алексей писал, прямо скажем, не каждый день. Оно как бывает - отправил письмо и начинаешь ждать ответа. От Балтийского моря до Убыти путь не близкий, через три границы. Пока твоё послание дойдёт, а потом ещё и ответное столько же пробирается - времени немало пролетит. Потому скучалось по дому, по родным. Когда предложили остаться на сверхсрочную службу, то этот вариант даже не рассматривался: "Домой!".
Алексей Леонидович вспоминает, как праздновали день Военно-морского флота на службе, когда украшенные корабли выходили в море, а потом по узкому каналу шли кильватерным строем в сторону города. Красивое зрелище!
Сейчас он празднует на берегу, со своими коллегами-моряками, с семьёй. В семье четверо детей, из троих сыновей старший уже отдал свой долг Родине, отслужил в танковых войсках. Двоим ещё предстоит. Алексей Леонидович считает, что каждый мужчина должен служить в армии или на флоте. Ничего страшного в этом нет.
Фото автора.