Три Спаса - аграрные праздники, одни из важнейших в церковном календаре. Они тесно связаны с домашним хозяйством и полевыми работами. Первый Спас, или Медовый, - день, когда, по поверьям, пчёлы переставали собирать мед. Второй, Яблочный, знаменовал собой начало сезона яблок. С этого дня их можно было есть - до того на потребление фруктов был запрет. А Третий Спас - время, когда заканчивались полевые работы и начинался период сбора орехов. Оттого и название - Ореховый и Хлебный. А ещё этот день зовут Спасом на полотне. Такое название связано с религиозной стороной народного праздника. Праздник Третьего Спаса является престольным праздником храма Спаса Нерукотворного в селе Кокман Красногорского района. В этот день Епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев) совершил Божественную литургию в Кокманском храме. Настоятель храма иеромонах Серафим (Минеев) принимал исповедь. Помолиться на праздничном богослужении пришли не только жители посёлка Кокман, но и казаки и казачки, казачьи кадеты из Глазова, Игры, Балезино и Ижевска. Казаки из посёлка Кез вместе со своими сыновьями шли на Спасов праздник три дня Крестным ходом, почти 130 км пешком.
Прихожане храма вместе со священнослужителями, в числе которых были иерей Вадим Агафонов из посёлка Игра, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, иерей Вячеслав Клюев и другие во главе с епископом Виктором вознесли молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, помолились о врачах и прочитали особую молитву, которая читается во время распространения различных эпидемий.
По окончании Литургии владыка выразил благодарность Людмиле Яковлевой - многодетной маме, с мягкой улыбкой воспитывающей, в том числе и приёмных детей, учителю Киршонской основной школы Балезинского района, за активное участие в жизни местного отделения кадетско-казачьего клуба "Спас".
Работе с детьми казаки уделяют особое внимание, отделения детского патриотического казачьего клуба "Спас" активно действуют в г. Глазове и д. Киршонки.
Епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев), сам увидев, какая большая работа проводится казаками по воспитанию детей, в том числе и духовному, пообещал лично ходатайствовать перед руководством митрополии и республики о создании кадетской казачьей школы-интерната в Киршонках. Директор Киршонской основной школы Лариса Першина горячо поддерживает такое решение владыки, поскольку на собственном опыте убедилась, насколько значимо для подрастающего поколения взаимодействие с казачеством. "Казаки - самая патриотичная часть населения России, весь уклад казачьей жизни формирует высокую нравственность и духовность, вкупе с физическим развитием. Всё это как ничто другое требуется сегодня развивать в наших детях", - считает Лариса Борисовна.
Вот и в этот день казаков в храме, впрочем, как и в другие дни, было много: Кокман по праву можно назвать центром казачества в Удмуртии - здесь создаётся первый и пока единственный в республике приход "Свято-Сергиева казачья пустынь", с перспективой преобразования в монастырь. В соседней заброшенной деревне Бараны также создаётся приход - уже действует купель с источником, освящённым в честь преподобного Варлаама Хутынского, строится храм. Всем этим занимается один послушник Антоний, конечно, под руководством о. Серафима, который сам является родовым казаком и даже имеет казачий чин войскового старшины Союза казаков России. Помогают Антонию в его труде казаки и просто добрые люди. Пустующая вокруг земля ждёт своих хозяев, но пока никто не торопится назвать её своей.
В самом Кокмане казаки уже поселились, и они вместе с о. Серафимом двигают все казачьи дела в посёлке и окрестностях: детские казачьи лагеря, крестные ходы, церковные праздники, строительство и благоустройство приходов и многое другое.
Село поначалу держало нейтралитет, не зная, как относиться к тому, что на его улицах вдруг начали появляться люди в казачьей форме. Но постепенно оттаяло, приняло, поняло, что от этого нет ничего, кроме пользы: сельские ребятишки тоже стали казачьими кадетами, занялись изучением истории и рукопашного боя, выучили молитвы. Нынешний праздник объединил всех, и праздновали его уже всем селом, так ведь всегда и было: престольный праздник являлся праздником села. Администрация села Кокман, руководителем которого является Светлана Исупова, активно включилась в подготовку и проведение праздника: на территории казачьего учебного центра, который разместился в помещении бывшего фельдшерского пункта, организовали выставку книг, посвящённому празднику Трёх Спасов, силами артис-тов сельского Дома культуры провели замечательный концерт, к которому готовились заранее очень ответственно и трепетно, селяне расставили длинные столы со скамейками, и столы заполнились изобильными дарами осени: овощи, фрукты, салаты, всевозможная зелень, мёд, варенья и соленья. Казаки приготовили в походных котлах своё традиционное угощенье: казачий кулеш и гречку с тушёнкой, коптили рыбу на мангале, варили чай на травах.
И тут уже настало время явить казачью удаль: воспитанники конно-спортивного клуба "Вольный казак", руководителем которого является казак из г. Глазова Павел Зорин, показали фланкировку с шашкой и упражнения по конной джигитовке. Особенно поразило всех выступление Ульяны Кучмановой и Никиты Гумерова - кадетов старшей возрастной группы, и самого Павла Зорина, продемонстрировавшего рубку шашкой на полном скаку. Восхищению зрителей не было предела, ещё и ребятишек на лошадях покатали.
После обязательной программы наступило время для общего веселья, невозможно было не запеть под заводную гармошку руководителя ансамбля "Звонкие планочки" Алексея и вдохновляющую поддержку руководителя ансамбля "Глазовчанка" Тамары Алексеевны Свитковой. И песня полилась рекой… Не зря ведь сказано, что в песне русский человек и исповедуется в своей судьбе, и грустит, и радуется. После казачьих песен пели русские народные, любимые советские, вспомнили и совсем полузабытые, под какие-то песни водили хороводы и даже немного поиграли.
И ещё долго после окончания праздника мне слышался голос о. Серафима и его песня:
На море орёл да,
На море орёл да
с соколами говорил…
Фото автора