Ведь зачастую тренер становится для ребенка образцом для подражания, настоящим ориентиром, человеком, благодаря которому формируются правильные жизненные ценности. Об одном из таких специалистов, Марии Алексеевне Жуковой, наш сегодняшний рассказ.
Опыт работы Марии Алексеевны в сфере физической культуры – более 40 лет. В 1979 году она окончила Горьковский педагогический институт по специальности "Физическое воспитание". Трудовую деятельность начала в спортивной школе, затем перешла в Починковскую среднюю школу, на протяжении 23 лет была заместителем начальника управления культуры и спорта администрации Починковского округа по спорту.
Выйдя на заслуженный отдых, Мария Алексеевна не смогла сидеть без дела. Работала тренером по плаванию в физкультурно-оздоровительном комплексе "Урожай". Она стала любимым наставником для десятков юных жителей нашего села.
А в прошлом году руководство ФОКа предложило освоить Марии Алексеевне еще одну специальность – адаптивную физическую культуру для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. И она с энтузиазмом взялась за освоение этого нового и для нее, и для спортивного учреждения направления.
Первым шагом стало обучение по дополнительной профессиональной программе "Двигательная терапия для детей с нарушениями развития на основе методики сенсорной интеграции" в Приволжском исследовательском медицинском университете. В это время администрация ФОКа подготовила согласно всем требованиям и нормативам специальный зал для занятия адаптивной физкультурой с детьми с РАС. В помещении собрано все необходимое для развития "особенных" ребят: тренажеры, уютные качели, батут, тактильные дорожки, разнообразные ориентиры, а также кегли, мячи, гимнастические палки и многое другое.
Занятия начались в сентябре 2023 года. Сперва детей в группе было мало, но буквально за 2-3 месяца количество их увеличилось в разы – до 30 человек. Сейчас Мария Алексеевна занимается с девочками и мальчиками с РАС до 18 лет и в группах, и индивидуально. Как отмечают многие родители, ребята делают успехи. Тренер умеет найти подход к каждому, выстраивает занятия, учитывая особенности и интересы того или иного ребенка. Поэтому дети тянутся к ней, а главное – они ей доверяют.
Мария Алексеевна рассказывает:
- Честно говоря, я не считаю детей с РАС какими-то особенными. Для меня они обычные ребята, и все так же, как и в случае с абсолютно здоровыми детьми, очень важно уже на начальном этапе подобрать ключик к их сердцу. Да, порой это бывает нелегко. Ведь для того чтобы заслужить доверие особенных деток, нужно приложить чуть больше усилий. Но когда удается расположить их к себе, они открываются с другой стороны: делаются добрыми, ласковыми, видно, что ты становишься для них почти родным человеком. Да и я ко многим уже прикипела душой. Когда была в отпуске, очень скучала по моим ребятам.
Детям с РАС нелегко найти свое место среди сверстников. Спорт же вполне может стать для них и поддержкой, и проводником в социум. Забегая вперед, скажу, что ребята, с которыми я уже долго занимаюсь, научились взаимодействовать с детьми из других секций, иногда принимают участие в их разминках. Хотя на первых порах даже выход в универсальный зал был для них стрессом. Мои воспитанники также участвуют в соревнованиях. Несколько раз мы проводили их здесь, в ФОКе, и дважды выезжали на фестиваль для детей с РАС в Нижний Новгород.
Многие ошибочно думают, что ребенку, затрудняющемуся в коммуникации, самообслуживании, академических навыках, не до занятий спортом. Но я уверена: регулярные физические упражнения способствуют сенсорной интеграции, развивают координацию и мышечный тонус, помогают освоить социальные навыки, поддерживают здоровый вес. Важно понимать, что спорт не вытесняет обучение другим навыкам, а является их катализатором, помогает правильно построить коррекционно-развивающий процесс.
Основная цель наших занятий – создание условий, способствующих адаптации и двигательной активности детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.
Занятия включают в себя разнообразные упражнения, направленные, в первую очередь, на общефизическое развитие, при этом для каждого из упражнений должна быть возможность его усложнения с сохранением привычной формы, так как ребенку с РАС необходимы постоянство и стабильная последовательность действий.
Очень важна для моих особенных деток похвала. При каждом успешно выполненном им действии я громко восклицаю: "Какой ты молодец! Это очень хорошо у тебя получилось!". И это очень мотивирует их.
Ребенок с удовольствием будет заниматься тем, что ему нравится (лазить по туннелю, прыгать на батуте, играть в мяч), а вот попробуй убедить его делать то, что ему не хочется делать. Он сразу проявляет отрицательные эмоции. Поэтому первое время я могу "пойти у него на поводу", а потом постепенно, в игре перейти к другому виду деятельности.
Знание теории работы с "необыкновенными" детьми очень важно, но не всегда гарантирует успех. Важно прежде всего умение расположить ребенка к себе. И с этим Мария Алексеевна Жукова прекрасно справляется. Наблюдая за занятием тренера с одним из особенных детей, я была удивлена, сколько доброты и даже, как бы громко это ни звучало, любви она вкладывает в эту деятельность. С первых минут она берет ребенка за руку и все упражнения выполняет вместе с ним. Всячески уговаривает, если тот упрямится делать что-либо. Она меняет голос, выражение лица, хвалит своего подопечного за каждый маленький успех. И, если тот или иной метод не работает, не сдается, ищет новые.
Все действия Мария Алексеевна проговаривает вслух, часто – по нескольку раз. Ведь ее цель – не только двигательная терапия, но еще и развитие речи ребенка.
У Марии Алексеевны есть помощники. Это прежде всего Анастасия Павловна Машкова, она занимается адаптивной физкультурой с людьми с ограниченными возможностями здоровья от 18 лет. Но, когда это необходимо, принимает участие и в занятиях с детьми. Помогают тренеру старшие ребята из секции. Она может попросить их, например, провести зарядку для детей помладше, и они с радостью, как умеют, делают это. Очень стараются и гордятся тем, что им дали такое важное поручение.
Заинтересовать детей, повести их за собой всегда сложно. Тем более детей особенных. Но Мария Алексеевна Жукова с успехом справляется с этой задачей. От всей души поздравляем ее с Днем тренера! Желаем успехов в профессиональной деятельности, замечательных деток-воспитанников и, конечно же, здоровья и благополучия!
Мария КВАШЕННИКОВА.