Он весь в движении, в действии. И о том, что было давно и не очень среди собратьев в творческой среде, Тучнин предпочитает говорить больше, нежели о себе самом, хотя в областном государственном архиве хранится практически фотолетопись, к которой он имеет самое непосредственное отношение, есть его работы в орловских музеях и частных коллекциях.
Незадолго до того, как приехать в Покровский район, фотограф Тучнин вернулся из столицы. Очевидно, что для него необходимо не только собственное творчество. Уже много лет Тучнин помогает другим раскрыть себя. Он с увлечением рассказывает о том, как проводилась акция в МГУ на кафедре журналистики, отделении фотожурналистики – День практики: студенты показали свои фотоработы. Здесь собираются виднейшие репортеры с мировым именами, как, например, преподаватель В. Вяткин – обладатель шести "Золотых глаз" (в профессиональной среде фотографов приравнивается к "Оскару"). Проходит обсуждение работ студентов. И орловские авторы: студенты вузов и колледжей – тоже выставляют свои работы.
– В этом году формат расширен, и мы повезли выставку, где представлены работы детей и молодежи. Прошел конкурс, орловчане показали несколько серий, – рассказывает Леонид Михайлович. – У нас есть молодежная секция, которая проводит акции: "Свет памяти" (по местам боев на территории Орловской области), "Чистая энергия" (при Курской атомной станции). А в прошлом году прошла акция "Старый Орел – уходящая натура". В рамках этой акции была организована фотовыставка. И все материалы поступают в фонды краеведческого музея. Кстати, при Орловском краеведческом музее существует Орловское фотографическое общество, которое основано в 1903 году!
Смысл акции: чтобы орловчане поняли, что от нас безвозвратно уходит эпоха. Мы кусочек этой выставки показали в МГУ на Дне практики, и 5 авторов получили сертификаты, свидетельствующие о высокой оценке работы. Кроме всего прочего, мы привезли коллекцию детской студии "Этюд" и подборку фотографий школы для детей с ограниченными возможностями. В результате московские организаторы решили проводить Российскую выставку детского фототворчества.
В прошлом году Тучнин организовал 16 стационарных выставок, было завершено создание передвижной выставки, которая включает в себя несколько разделов: военно-патриотический, старина Орловщины, знаменитые земляки, литературная Орловщина. Передвижная выставка побывала уже в нескольких районах области.
Многое делается на энтузиазме. Не нужно говорить о том, как важно быть патриотом, а просто нужно быть им во всем. Разве можно чувство патриотизма отделить от любви к орловским улицам, где с детства игру света и тени запечатлел не только фотоаппарат, а человеческая память, которая бережно хранит образы тех, кто жил по соседству и был для него портретами почти неуловимо исчезающего послевоенного времени.
Родился в Орле. Детство, отрочество, юность, зрелость – все связано с улицей Карачевской. Л. Тучнин занимается фотографией с двенадцати лет, когда брат подарил фотоаппарат, профессионально – с восемнадцати. Поступил в архив фотографом, потом была армия. Вернулся в архив, позже пришел в "Орловскую правду" – в 1971-м году, заочно учился. Затем чуть более двух десятков лет было становление профессионального мастерства в условиях очень жесткой цензуры. Делал выставки в редакции "Орловской правды", руководил Орловским фотоклубом при областном союзе журналистов "Орел".
Наступило время перемен, в интерпретации Тучнина это звучит так:
– Работал в разных газетах, был востребованным, приходил туда, где было комфортно работать. Я не добился большого богатства, но для меня чувство свободы – самое главное. Были выставки в Болгарии, Германии, Франции, США. Там профессионалы живут хорошо. У нас сейчас фотография не прокормит, потому что в настоящее время все фотографы. Все поют и пишут книжки… От количества пишущих машинок поголовье Пушкиных не увеличивается. Получается, что профессионализм уже не очень ценится. Все увешены дорогущей аппаратурой, а "карточки" хорошей нет. Она и красивая, но не то. Душа вынута.
У молодежи есть интерес к фотографии, приходят дети талантливые. От человека зависит: без творчества никуда. Талант – это божественный дар, другое дело, что его нужно вовремя обнаружить и развить, "поставить руку". Среди педагогов не должно быть случайных людей, потому что это тоже дар божий. У меня был очень хороший учитель В. Мальков.
В работах Тучнина незримо присутствует авторское: кажется, что немного поодаль он сам с фотоаппаратом, выбирает то мгновение, когда снимок станет тем, что в его понимании приоткроет тайну красоты мироздания…
Увидеть в обычном то, что достойно восхищения и показать другим. Так неприметный кустарник становится целым сюжетом нового снимка: по-другому нельзя, потому что за ним – развитие целой истории.
Интересно наблюдать, как работает Тучнин. Художник с фотоаппаратом в руках подвижен, словно стремится уловить каждое мгновение, делая панораму. Он пригнулся, потом присел, сделал кадр и, не скупясь, оценил:
– Замечательно!
Его взгляд выхватил сухую былинку на белоснежном просторе рядом с мощным деревом. Новый ракурс. И опять эмоции:
– Превосходно!
Помните, есть только миг между прошлым и будущим... За окном капель… Не верится, что суровая, по-настоящему зимняя мартовская погода была лишь несколько дней назад. Словно зима решила задержаться, чтобы Тучнин сделал на камнях святого источника и в Верхососенье свои снимки, ведь в буйстве весенних красок всего этого не увидишь. Этот контраст темного и ослепительно-белого прост и удивителен одновременно, словно старая классическая фотография – здесь нет ничего лишнего. Это сотворено природой и людьми и одухотворено Божественной силой…
Снежные громады по обеим сторонам расчищенной дороги от святого источника на обратном пути заставляют Тучнина пройтись пешком… Мост в Верхососенье с разломами берегов – еще один повод выйти из машины и запечатлеть эту будничную картину.
Поголовье Пушкиных и не нужно, потому что Пушкин уникален. Необходимо лишь совсем немного. Пусть в нашей жизни встречаются талантливые поэты, музыканты и просто те, кто предан своему делу, чтобы мы не забыли, что среди суеты настоящее все-таки есть. Это нужно нам, как необходим был глоток морозного свежего воздуха для фотографа Тучнина в это мартовское утро...