Не случайно его младший сын Владимир Николаевич Пашков, лесничий, известный далеко за пределами родной Орловщины заводчик холмогорских гусей и юрловских кур, несколько дней назад обратился ко мне с просьбой: "А нельзя ли рассказать об отце?! Такие люди – большая редкость". И его рассказ о Николае Дмитриевиче был пронизан любовью и уважением.
В Верхососенье и округе за Н. Пашковым надежно закрепилось прозвище "золотой". Могли запамятовать имя-отчество, но, упоминая о золотом, всегда понимали, о ком идет речь. Природа наделила его большим талантом в различных областях жизнедеятельности, отсюда – и прозвище. Он родился в 18-м, на Николу летнего. Четвертый ребенок в семье, в которой родители Марфа Дмитриевна и Дмитрий Егорович воспитывали десять детей. Трудолюбивая крестьянская семья, которая в период НЭПа (новой экономической политики страны Советов) крепко хозяйствовала на земле: тройка чистокровных рысаков, восемьдесят десятин земли, мельница, маслобойка, быки и коровы, овцы кучугурской породы. Старшие дети были первыми помощниками отцу с матерью, но когда начали образовываться колхозы, семью Дмитрия Егоровича Пашкова подвели под "твердое", так в те годы в том числе определяли процесс раскулачивания.
Коллективизацию население в Верхососенье не приняло. Дело дошло до столкновений с полицией в мае 1931-го, которые в официальных документах назвали "майским верхососенским восстанием". В итоге село Верхососенье оказалось самым пострадавшим от репрессий населенным пунктом Покровского района (более 100 человек из 730 по району). Шестеро из них были расстреляны. Нет сомнений в том, что Дмитрия Егоровича вместе с семьей выслали бы из родных мест, как это случилось с десятками семей верхососенцев, но вмешался родственник при должности: на Соловки не отправили, оставили в покое. Но все нажитое своим трудом пришлось передать в колхоз. Удивительное дело, но Дмитрия Егоровича уже до войны назначили председателем колхоза, руководил колхозом имени Буденного и после Великой Отечественной.
Николай начал играть на гитаре в шестилетнем возрасте. А после гитары он влюбился в гармонь, и, ни дня не обучаясь в "музыкальных университетах", обладал природным уникальным слухом, изучил самостоятельно нотную грамоту. С легкостью осваивал игру на любом музыкальном инструменте, который только попадал ему в руки: хорошо играл на аккордеоне, балалайке, пианино, рояле, мандолине...
Людские судьбы не терпят сослагательного наклонения, поэтому, как сложилась бы жизнь Николая Дмитриевича без Великой Отечественной войны, – нам знать не ведомо. Его призвали в первые месяцы после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз без объявления войны. Был ранен, после выздоровления Николая Дмитриевича направили в Саратов на военный завод, где трудился по 16 часов в сутки: фронт требовал боеприпасов. После Победы вернулся в родные края. Устроился работать в колхозе. Технике не было, пахали на волах, лошадях. Однажды Николай Дмитриевич в паре с Иваном Андреевичем Овсянниковым на лошадях плугом подняли по 85 га зяби каждый. Стахановцы. А премированы были материалом на костюмы.
В начале 50-х женился на Елене Ильиничне. Вскоре после свадьбы молодожены приняли решение сменить место жительства и поехали к родственнику на Белгородчину, в Старый Оскол. Здесь на свет появились вначале сын Александр, в 53-м, а спустя два года – дочь Нина. Николай Дмитриевич работал на мелькомбинате. Однажды приехал на малую родину, встретился с председателем местного колхоза С. Никишиным, который уговорил его вернуться в село. Пашковы приехали в родные края, и уже здесь, в Верхососенье, родился их младший сын Владимир. Николай Дмитриевич же по поручению председателя колхоза в течение года с нуля делал мельницу: вначале работала от трактора, потом – от электричества.
Николай Дмитриевич и Елена Ильинична много работали: он – плотником, мельником в колхозе имени Жданова (на мельнице проработал до 1998 года: везли молоть зерно из близлежащих деревень, даже – соседних районов, с его уходом на отдых мельницы не стало), она – в полеводстве, ухаживала за телятами, работала сборщиком молока. Николай Дмитриевич, работая бригадиром строительной бригады, много построил ферм, трудился учетчиком полеводческой бригады. Он и свой дом выстроил самостоятельно. Плотник – золотые руки. Как говорит сын Владимир Николаевич, у его отца стаж – 53 года.
Без всякого преувеличения, Николай Дмитриевич был мастером на все руки, который все строил своими руками – от прялки до дома, изготавливал бочки под засолку огурцов, помидоров, валял валенки, делал сани, гнул дуги, колеса для конных телег, которые сам в кузнице оковывал.
Но вернемся к его увлечению: любовь к музыке он пронес через всю жизнь. До войны Николай Дмитриевич дружил с Иваном Михайловичем Алехиным. Вместе уходили на фронт, вот только Иван сложил голову на полях сражений. А ведь также прекрасно играл на гармони. Когда Николай Дмитриевич пришел с войны, попросил мать Ивана Михайловича продать гармонь друга. Расплакалась: "Бери, Коля, играй в память о сыне". А он вернулся на следующий день: крыша, мол, у вас на доме худая, я починю и… заново перекрыл.
Одно время, говорит Владимир Николаевич, сразу после женитьбы, Николай Дмитриевич работал в музыкальной мастерской в городе Орле. И – что значит талант! – впоследствии самостоятельно мог ремонтировать как гармони, так и другие инструменты. Владимир Николаевич замечает, что для отца, когда тот приобретал гармонь, вопрос цены был не главным, гораздо важнее – как звучал инструмент. И рассказал историю, которая, пожалуй, в полной мере характеризует любовь Николая Дмитриевича к гармони. В 1988-м году он ездил за гармонью в Тулу, вернулся спустя несколько дней счастливый: купил. За 750 рублей. И чтобы было понятно: хорошая корова в те годы стоила 450 рублей.
Николай Дмитриевич был желанным гостем на каждой свадьбе, больше 200 свадеб прошли под звуки его гармони, не говоря уже о различных посиделках на завалинке, концертах на клубной сцене в родном селе. Но, говорит сын, никогда его никто не видел пьяным в селе. Он участвовал в районном празднике "Играй, гармонь любимая!", где за виртуозность был удостоен специальной награды. В тот год он был самым возрастным участником фестиваля.
Односельчанин, в прошлом председатель колхоза в Верхососенье Серафим Васильевич Жестовский вспоминает о Николае Дмитриевиче, как гармонисте: "Когда его нет на вечеринке, то все сидят уныло. А как только Дмитриевич войдет с гармонью, то всем сразу станет радостно, весело, мило. Бывало, сыграет страдание, захватывает у всех дыхание, а если русского рванет, то и тот, кто не танцует, все равно в пляс пойдет".
В 1988-м году Николаю Дмитриевичу был вручен орден "Отечественной войны 2 степени". За заслуги перед колхозом ему было присвоено звание "Персональный пенсионер колхоза имени Жданова" с выплатой ежемесячного денежного пособия в размере 20 рублей.
С малых лет Николай Дмитриевич любил птицу, особенно голубей декоративных пород. Любовь к птице передалась его сыновьям. Владимир Николаевич в свое время работал председателем колхоза, многие годы стоит на страже леса, являясь участковым лесничим Глазуновского лесничества. Он – известный заводчик домашних птиц, постоянный участник и неоднократный победитель областных сельскохозяйственных выставок. А в прошлом году В. Пашков стал организатором в Верхососенье первой районной выставки-ярмарки домашней птицы. Нина Николаевна всю жизнь проработала в городе Орле, возглавляя одно из почтовых отделений связи, она награждена знаком "Мастер связи "Почты России". Александр Николаевич с 1983 года по настоящее время работает председателем сельскохозяйственного кооператива имени Кирова Малоархангельского района. Кавалер ордена "Дружбы народов", Почетный гражданин Малоархангельского района. Свое увлечение и у него: помимо разведения домашней птицы, Александр Николаевич старается возродить породу русской псовой борзой и русской гончей.
Живут пять внуков Николая Дмитриевича, растут семеро правнуков. Кто знает, какие таланты в них скрыты.