ок о бок с нами живут люди, в чьих жилах течет немецкая, азербайджанская, казахская, украинская кровь. И у каждой такой семьи свои традиции, уклад, особенности кулинарных предпочтений. Если вам интересно узнать что-то новое о представителях разных наций, тогда - в путь! Начнем наше знакомство с Чувашии - республики, входящей в состав Приволжского федерального округа. А поможет нам в этом Вера Павлова, жительница райцентра, чувашка по национальности.
Белый вороненок в стае
Первое осознание своей принадлежности к чувашам пришло к Вере Павловой в школьные годы. Оно не было окрашено теплыми тонами. Ежегодная перекличка учеников в начале сентября оборачивалась мукой. Вот классный руководитель ведет пальцем по журналу, вслух зачитывая фамилии и национальность детей. Плечи маленькой Веры все ниже опускаются в ожидании слов:
- Вера Кузьмина, чувашка.
Слово хлестко бьет по щекам, заливает румянцем лицо. Мальчишки и девчонки оглядываются на нее, перешептываются. Дети подчас злы. Особенно в отношении тех, кто в чем-то иной, выделяется из толпы. Как же: все русские или на худой конец немцы, их тесная сплоченная кучка, поди обидь! А тут одна такая. Таким был первый опыт самоидентификации в качестве представительницы малого народа.
Из Чувашии семья Кузьминых переехала, когда Вере было пять лет. Сохранились детские воспоминания о малой Родине, в которых переплетаются ощущения простора, высокого неба и семейного уюта.
- Хорошо помню, как сидела у бабушки Лизы на коленях. Она учила меня счету по цифрам на будильнике. Конечно, на чувашском. И ощущение тепла и уюта до сих пор осталось в моей душе. Бабуля крупной женщиной была, у нее такие уютные объятия, - улыбается Вера Васильевна. - Как все чувашские женщины, она носила платок и тканую своими руками одежду. Кстати, вот платья, которые шила еще моя мама. Им более шестидесяти пяти лет, а посмотрите, как отлично сохранились.
Широкое платье из грубоватой на ощупь ткани в мелкий квадрат, и правда, смотрится лучше многих современных своих аналогов, не выдерживающих испытания стирками. Добротная работа! Такое же Вера Павлова привезла два года назад с малой Родины, где побывала на свое шестидесятилетие.
Свидание с малой Родиной - в подарок
Родное село Чувашские Тимяши - глубинка. Дома здесь добротные, высокие, сложенные из бревен, которые даже внутри дома не прячут стыдливо за обоями или гипсокартоном. Спится и дышится в таком жилье сладко, вольготно. Приподнятые высоким фундаментом, чувашские дома возвышаются над застеленными тесом дворами. Особая тема - ворота, высокие, крепкие и крытые, с козырьком. А вот огороды от соседских даже плетнем не отделены. Огороды большие, здесь же раскинули ветви яблони и сливы. Богатые урожаи принято консервировать и хранить всю зиму в огромных, во весь периметр дома, погребах.
Готовят чувашские хозяйки национальные блюда, в том числе мясные. Щербе, например - шурпу из внутренностей животных. Субпродукты используются и в приготовление шартана - мясного рулета. До сих пор в каждой кухне стоит большая русская печь, где готовят выпечку. А вот отопление здесь, даже в малых деревеньках, газовое.
В армии не служил? "Бракованный"!
Чуваши - не из тех, кто пренебрегает традициями предков. Обряды переходят из поколения в поколение, органично вплетаясь в повседневную жизнь. До сих пор живет здесь обряд проводов парня в армию. Получивший повестку будущий солдат с товарищами идет по домам. В каждом дворе перед ним настежь распахивают ворота. А уж если в доме есть молодые девушки, они дарят юноше полотенца или платки. В конце обхода набирается длинная связка из даров, символизирующая крепость уз с родной деревней. Парни поют старинную песню о колодце, каждая фраза в которой глубоко философична и образна. Как чиста водица колодезная, таков чистый и прозрачный путь у служивого пусть будет! Провожают парня всей деревней. Те же, кто отлынивает от службы, считаются едва ли не "бракованными", к ним относятся с пренебрежением, девушки не хотят с ними дружить. Не завидные женихи в Чувашии те, кто армейской школы не прошел.
Пощадило пламя революции храмов золотые купола
Как ни странно, в чувашских деревеньках до сих пор стоят старые церквушки. Уцелевшие в лихую для православия годину, они и сегодня принимают прихожан под свои своды, в прохладу и тишину. Прихожан много, ведь православная вера в Чувашии не была под запретом. Большинство, в том числе молодежь, крещены и соблюдают каноны.
- Я побывала в церкви, где меня крестили маленькой девчонкой, - рассказывает Вера Васильевна. - Располагается она в селе Хормалы. Здесь же богодельня для сирых и убогих, за которыми некому присмотреть. Эту заботу берут на себя прихожане, они везут сюда овощи и одежду. Кстати, мой дед Яков Лукич служил при храме. Волевой был человек, с внутренним стержнем. Даром, что, как большинство чувашей, ростом невелик.
Пощадив церкви, эпоха становления советской власти не пощадила семью Кузьминых. Крепкие хозяева, обрабатывавшие себя самостоятельно, выращивающие на полях сельхозкультуры для своих нужд, они не желали вступать в колхоз. Обложили их налогами, вытеснили на бросовые земли, мол, сейте здесь. Но дед Лукич не сдался, не прогнулся. Он был одним из тех, кто знал грамоту, оттого к нему часто приходили за помощью.
- Папа в него был, - в по-детски чистых голубых глазах собеседницы боль и гордость за предков. - Он плотничал, его уважали в селе. Читал много. И не ерунду какую-нибудь, а наших классиков. А вот поделиться впечатлениями о прочитанном ему было не с кем. Интересы окружавших его людей лежали совсем в другой плоскости. Там ведь многие спиваются, увы. В гости не принято без бутылки ходить. Сели за хозяйский стол - наливают из принесенной бутылки самогон и передают одну стопку по кругу. Затем очередь хозяйской выпивки приходит. Такая традиция.
История в пятидесяти четырех тетрадях
От невозможности обсудить то, что бурлило в душе, Василий Яковлевич начал вести дневник. В школьных тонких тетрадках - история семьи и история страны, Великая Отечественная и послевоенные годы, воспоминания и свежие впечатления. Таких тетрадей наследникам оставлено пятьдесят четыре. Время прочесть, систематизировать, изучить дневники пришло лишь после смерти Василия Кузьмина. И проступили перед детьми и внуками мгновения жизни этого человека. А вместе с тем - история его малой Родины и нашего района. Часть текста скопировали, увезли в Чувашию. Может, эта информация для местных станет настоящим кладом. Ведь утерянные некогда ниточки вновь в руках работников музея. Имена, события, факты - все здесь, на этих испещренных ровным почерком листках.
- Папа гордился тем, что он - чуваш, - говорит Вера Павлова. - И я со временем тоже стала разделять его гордость. Мечтаю снова посетить свою малую Родину и глубже узнать ее историю, традиции, - все то, что остается моим, родным.