Система добровольной сертификации автошкол начнет действовать в текущем году
Обновленные требования к автошколам и программы подготовки и переподготовки водителей действуют уже более трех лет. Однако, как отмечают представители профессионального рынка, введенная обязанность получения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, заключения Госавтоинспекции о соответствии их учебно-материальной базы установленным нормативным требованиям и согласования с ведомством образовательных программ не решила проблему недобросовестной конкуренции и демпинга цен. В связи с этим профессиональным сообществом было принято решение о создании системы добровольной сертификации автошкол – Росстат зарегистрировал ее в прошлом году (регистрационный номер: РОСС RU.М1429.04ИГБ0). По мнению представителей Российской ассоциации профессионального транспортного образования – инициатора создания системы, наличие у автошколы сертификата соответствия будет свидетельствовать о надлежащем качестве оказываемых услуг.
Разработкой нормативной основы для проведения сертификации занимается специально сформированный Совет системы добровольной сертификации (далее – Совет), в который, помимо участников рынка и общественных объединений, вошли представители Госдумы, МВД России, Рособрнадзора, Общественной палаты РФ. В ходе прошедшего в конце 2017 года заседания Совета его председатель – президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования Владимир Чуков представил проекты положений об аккредитации региональных органов по сертификации и региональных экзаменационных центров, а также правил подготовки экспертов по сертификации образовательных услуг. Данные документы подготовлены на основе положений, действующих национальных и межгосударственных стандартов оценки соответствия (ГОСТ Р 56040-2014, ГОСТ Р 56041-2014 и др.).
По прогнозам членов Совета, региональные органы по сертификации должны начать работу уже в первой половине 2018 года. Для этого предполагается объединение действующих на территории регионов или муниципалитетов автошкол в НКО и формирование на их на базе региональных органов по сертификации. Кроме того, предполагается создать региональные экзаменационные центры, которые будут осуществлять независимую оценку квалификации педагогических работников, реализующих программы профессионального обучения водителей (преподавателей учебных предметов и мастеров производственного обучения), выпускников автошкол, а также водителей транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров. Такие экзаменационные центры будут не вправе обучать кандидатов в водители и педагогических работников автошкол, но смогут стать площадкой для сдачи профессионального экзамена водителями ТС, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Региональные органы по сертификации планируется наделить не только функцией по выдаче сертификатов соответствия. По мнению членов Совета, целесообразно привлекать экспертов этих органов к планированию и проведению проверок профильных образовательных организаций в рамках государственного контроля. Также, поскольку экспертами по сертификации смогут быть лица, имеющие не только профессиональное образование, но и опыт практической работы в области сертификации, привлечение их для определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством в конкретной автошколе установленным нормативным требованиям и анализа программ обучения водителей существенно упростит для территориальных подразделений ГИБДД процедуру их согласования и выдачи необходимого заключения.
МВД России полностью поддерживает идею о проведении добровольной сертификации автошкол. Так как министерством запланирован постепенный переход от практики сдачи экзаменов в ГИБДД к проведению их на базе автошкол (экзаменаторами по-прежнему будут сотрудники Госавтоинспекции), именно сертифицированные организации могут стать пилотными площадками для реализации этого процесса.