Хозяева в очередной раз принимали в стенах своего учебного заведения цвет ученичества - самых любознательных, упорных, пытливых, через тернии ошибок и неудач стремящихся к ярким звездам научных открытий. Девять секций позволили наиболее широко охватить области исследований, проведенных ребятами под началом научных руководителей. Более восьмидесяти учеников школ района участвовали в Алтайском краевом конкурсе для одаренной молодежи и школьников.
Живые нити истории
Еще до открытия конференции можно было прикоснуться к работам. Причем, почти буквально. В актовом зале оформили стенд, который знакомил гостей с темами исследований чистоозерских школьников. Тем, кто не равнодушен к истории собственной страны, невозможно было пройти мимо старых черно-белых снимков. На них, по словам десятиклассницы Ирины Поповой, ее предки по материнской линии.
- Я не случайно выбрала тему "История моей семьи в истории России", - рассказывает девушка. - В перипетиях судеб отражаются реалии исторической действительности прошлой эпохи. И наоборот, история страны влияет на жизнь семьи. Мне хотелось разобраться, кто они - русские немцы, переселенные в прошлом веке с Поволжья в Сибирь? В чем их обвинили, депортировав? В историографии эта тема не достаточно полно изучена.
Ирина вместе с мамой изучила документы, снимки, хранящиеся дома, подала запрос в Государственный краевой архив. Узнала много нового о своих предках до четвертого колена. А вместе с тем заполнила пробелы в истории страны.
К историческому прошлому села и живших здесь людей обратилась Марина Мануйлова, ученица Чистоозерской школы. В ее работе звучат голоса детей войны, эффект присутствия создается и благодаря пожелтевшим от времени фотографиям, с которых улыбаются чистоозерцы времен сороковых годов. И "слышишь" голос Левитана, раздающийся из черного репродуктора, ощущаешь холод и чад старенькой печки, ждешь старшего брата, чтобы переобуться в одну на всех пару валенок. Когда-то рассказы детей войны, записанные этой худенькой, кареглазой девочкой, будут на вес золота. Они станут свидетельством ушедшей эпохи.
Шоколад - для здоровья?
Сладкими темами баловали самые юные участники конференции. Арсений Большаков с работой "Шоколад: вред или польза?" развлек, увлек и даже немного удивил женщин в жюри и девчонок-конкурсанток. Вы, к примеру, знали, что самый полезный - черный шоколад? Арсений перечислил и развенчал мифы о якобы вредных свойствах этого продукта питания. Как выяснил школьник, от шоколада, оказывается, не наберешь лишнего веса, не наживешь кариес и вредный холестерин. Завершил свою убедительную речь мальчик сюрпризом для жюри - угостил всех самодельным шоколадным печеньем.
Перекликалась с этой темой и выбранная Виолеттой Фартышевой - "Орфография на фантиках". Как сделать интереснее изучение правописания слов? Нестандартный, остроумный и изящный в своей простоте ход предлагает завьяловская школьница. Изучайте по названиям фантиков! А подтверждением пользы от нового метода стал проведенный среди учащихся диктант. Те, кто был в экспериментальной группе, сделали меньше ошибок.
В соседнем кабинете в это время держал речь еще один юный исследователь - Алексей Шаперин, который, благодаря любознательности и помощи взрослых, нашел ответ на вопрос "Плесень: вред или польза?". С увлечением мальчик рассказывал о том, как в домашних условиях ему удалось вырастить плесень и провести над нею некоторые опыты.
- В этом году малышей разделили на две секции, - поясняет педагог начального образования из райцентра Антонина Наталенко. - Те, кто писал работу по творческому направлению, в одном кабинете, исследователи - в другом. Так удобнее и быстрее. Меньше желающих участвовать в конференции не становится, только из нашей школы более десятка человек выступали в этой возрастной категории. Чем раньше дети начнут заниматься наукой, тем больше шансов, что они и далее не оставят это занятие. Радует, что есть родители, которые стремятся дать детям качественное образование. Некоторые из них сегодня приехали на конференцию, чтобы поддержать ребят.
Похимичим?
Жаль, что невозможно было послушать каждого участника конференции. Уже разошлись ребята, а члены жюри все еще обсуждали, аргументировали свой выбор в пользу понравившихся конкурсантов.
- Интересная работа была сегодня по сложным эфирам, выполненная десятиклассницей Завьяловской школы Ириной Поповой, - рассказывают корифеи в области химии. - Под руководством преподавателя Валентины Раковой девушка получила ароматы груши, рома и композицию на основе трех запахов. Это маленькое волшебство произошло в школьной лаборатории.
На заметку взяли результаты исследований еще одной воспитанницы Валентины Владимировны. Польза чаев, продающихся в наших магазинах, - отличная тема! Оказалось, что разумнее отдавать предпочтение зеленому чаю. А гоноховская школьница Анастасия Вакуленко сравнила сорта мороженого. Согласно химическим исследованиям, самое полезное - сливочное.
Сквозь призму психологии
Актуальную в этом году тему волонтерского движения выбрали ученики Глубоковской и Светловской школ, представлявшие свои работы в номинации "Социология, психология". По мнению членов жюри, ребята выглядели уверенно, ведь в их школах о волонтерах знают не понаслышке. Обобщая, компетентные в сфере социологии и психологии взрослые сделали вывод - старшеклассники не чураются серьезных тем и на высоком уровне защищают выполненные работы.
Первые места в номинациях заняли:
Секция химии, медицины, географии - Ирина Попова из ЗСОШ N1 (научный руководитель В. Ракова).
Секция математики, информатики в номинации "Математика" - Ольга Павлова, Яна Овечкина, Наталья Павлова из Овечкинской школы (научный руководитель - О. Богданова), в номинации "Информатика" - Владимир Лопаткин, Ирина Липлявко из Светловского филиала ЗСОШ N1 (научный руководитель С. Тютерев).
Секция экологии, биологии - Данил Овечкин из Овечкинской школы (научный руководитель С. Овечкина), Никита Гаподченко из ЗСОШ N1 (научный руководитель Е. Дубрава).
Секция литературоведения, культурологи, лингвистики - Татьяна Загора из Чистоозерской школы (научный руководитель Л. Курашина), Анастасия Михайлова из ЗСОШ N1(научный руководитель М. Малютина).
Секция истории, краеведения, этнографии, археологии, экономики - Ирина Попова из Чистоозерской школы (научный руководитель - М. Битюкова), Егор Петухов из ЗСОШ N1 (научный руководитель Н. Гончарова), Ирина Липлявко из Светловского филиала ЗСОШ N1 (научный руководитель О. Титова).
Секция начальный классов - Виолетта Фартышева из ЗСОШ N1 (научный руководитель В. Демиденко).
Секция социологии, психологии - Ксения Гуселетова из Глубоковской школы (научный руководитель Л. Еремина).
Секция физики, астрономии, техники, технологии в номинации "Техника" - Артем Васильев из ЗСОШ N1 (научный руководитель Т. Пожарицкая), в номинации "Физика" - Алина Курочкина из Светловской школы (научный руководитель Т. Фурсова).
При полном или частичном использовании материалов (текстовых, фото и видео) с сайта moyaokruga.ru/presszvl необходимо разрешение редакции газеты "Светлый путь" и обязательное указание ссылки на источник информации (сайт moyaokruga.ru/presszvl)