Об этом наше интервью с исполняющим обязанности председателя комитета по образованию районной администрации Александром Савиновым.
- Александр Павлович, одним из важных показателей работы школьных коллективов на протяжении учебного года остается государственная итоговая аттестация. Радуют ли нынешние результаты?
- Да, на протяжении последних лет, действительно, базовой процедурой оценки учебных достижений учащихся являются, кроме прочих, и результаты ОГЭ и ЕГЭ. Что касается сдачи ЕГЭ в 2018 году, из сотни выпускников одиннадцатых классов девяносто девять получили аттестат. Средний балл по ЕГЭ - выше краевого, к сожалению, только по двум общеобразовательным предметам - информатика и ИКТ и биология. В рейтинге общеобразовательных учреждений района по результатам ЕГЭ в сравнении с краевыми показателями лидируют следующие школы: по русскому языку - Малиновская школа, по физике и математике (профильный уровень) - Завьяловская и Гоноховская, по химии - Чистоозерская, по литературе - Завьяловская, по биологии - Завьяловская и Чистоозерская, по обществознанию - Глубоковская, Чистоозерская и Харитоновская, по информатике и ИКТ - Чистоозерская, по географии - Завьяловская и Глубоковская школы.
Несмотря на положительную динамику отдельных предметов, показатели среднего тестового балла ЕГЭ у выпускников 2018 года по русскому языку, математике, физике, химии, истории, обществознанию, литературе ниже краевых показателей. Это говорит о том, что нам есть, над чем работать при подготовке к ГИА.
Теперь о сдаче ОГЭ. Из 191 выпускника девятых классов успешно прошли государственную итоговую аттестацию по четырем общеобразовательным предметам 189 выпускников. Лидеры в рейтинге по району - Овечкинская, Завьяловская и Харитоновская школы.
- Прошедший учебный год ознаменовался слиянием учебных учреждений. Вы наверняка проанализировали плюсы и минусы этого формата, опираясь пока на небольшой временной отрезок.
- Да, конечно. Процесс слияния школ и дошкольных учреждений продолжается. В нем нет ничего страшного. Он в большей степени касается юридических процедур. Сокращается количество юридических лиц. Это не влечет за собой сокращения преподавателей или снижения уровня их заработной платы. На сегодня в районе в системе образования остается четыре юридических лица среди школ и одно - среди дошкольных учебных заведений. ЗСОШ N1 имеет филиалы в Светлом и Тумановском. Гилевская школа войдет в состав Гоноховской средней школы, равно как и дошкольные учреждения этих сел. А Овечкинская школа с прошлого года уже является филиалом Гоноховской школы. В состав Чистоозерской вошли Камышенская и Чернавская, а с первого сентября в состав Глубоковской школы войдут филиалы Малиновской и Харитоновской школ и детские сады, расположенные в этих населенных пунктах. В районном центре остался детский сад N5 с двумя корпусами - "Веселый городок" и "Солнышко".
В данном процессе вижу лишь плюсы. Во-первых, сокращаются расходы на содержание юридического лица. Во-вторых, из базовой школы в филиалы выезжают преподаватели, которых в малокомплектной школе нехватка. Доступность образования налицо. Ученики и родители, таким образом, только выигрывают от слияния школ.
- Вы упомянули кадровую проблему. Насколько остро стоит этот вопрос для школ района?
- Проблема есть. Одним из вариантов ее решения является привлечение в село молодых специалистов. В этом году четверо выпускников вузов и сузов придут в школы района. В Харитоновской школе преподавать историю будет Татьяна Горошевская. Три учебных заведения принимают учителей начальных классов. Педагогический коллектив Чистоозерской школы пополнится благодаря приезду Светланы Губаренко. В Светловскую школу пришла Кристина Костюченко, в Завьяловскую N1 - Майя Шумейко. Чтобы поддержать молодых специалистов, выбравших малокомплектные школы, разработан конкурс, в результате успешного участия в котором начинающим педагогам выплачивается единовременное пособие. Для выпускников вузов сумма выплаты составляет 250 тысяч рублей, для окончивших суз - 150 тысяч. Девушки, которые в этом году пришли в малокомплектные школы района, примут в нем участие.
- Слияние школ, привлечение в село молодых специалистов - есть ли иные варианты решения кадрового вопроса?
- Снизить градус напряженности позволит дистанционное обучение с использованием информационных технологий. Учитель будет выходить на связь через скайп, общаясь с ребенком и давая ему задания. На качество обучения это не окажет негативного влияния. Прецедент в районе уже создан, опыт нарабатывается. Наши преподаватели - хорошие, грамотные специалисты. Им под силу справиться с подобным на пятерку.
- К слову, об уровне педагогического мастерства... Прошедший учебный год, насколько мы знаем, был урожайным на награды и регалии.
- Как обычно, педагоги района доказали свою компетентность и творческий потенциал. В краевом конкурсе на соискание премии губернатора Алтайского края имени С. П. Титова победила учитель физической культуры из Гонохова Ольга Горяинова. Есть участники и иных краевых конкурсов, итоги оных будут подведены осенью. Районные конкурсы - тоже отличный способ заявить о себе. "Учитель года" стал звездным часом для преподавателя истории и обществознания из Чернавки Галины Федосеевой. В "Педагогическом дебюте" победила молодой учитель из Малиновского Олеся Власова. А молодая воспитательница из Гоноховского детского сада Виктория Жалнина победила в конкурсе "Воспитатель года".
- Саморазвитие педагогов - одно из условий успеха их воспитанников. Но не менее важна подготовка к очередному учебному году материально-технической базы. Каковы итоги приемки школ? Насколько комфортным будет пребывание ребят в общеобразовательных учреждениях?
- Все школы готовы принять учеников. Предписания надзорных органов исполнены, ремонт проведен. В полном объеме дети будут обеспечены и учебными пособиями. Имеет место нехватка учебников узкой специализации, например, по физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности. Но к началу учебного года, надеемся, школы восполнят этот пробел.
- И дети, и родители сегодня уже одной ногой стоят в приближающемся сентябре. Тем не менее, еще свежи в памяти летние впечатления. Ваше видение детского отдыха? Над чем нужно поработать и родителям, и образовательным учреждениям?
- Необходимо поставить целью стопроцентный охват подрастающего поколения организованным отдыхом. В лагеря дневного пребывания старшее поколение отдает ребят неохотно, так же и в "Спутник". Из 363 отдохнувших в лагере ребят лишь 196 - жители нашего района. Выводы делайте сами. А ведь если дети под присмотром, то они и накормлены, и досуг их более наполнен интересными событиями и содержателен. И безопасность самих ребят тогда соблюдена. Чего не скажешь при неорганизованном времяпрепровождении. Так что в течение учебного года будем работать с родителями, убеждать их в привилегиях отдыха в лагерях.
- Организованный детский отдых - проблема не только летнего сезона. Появятся ли в этом учебном году новые секции, творческие объединения?
- Говоря о дополнительном образовании, следует отметить: в районе скомплектована хорошая, добротная база. Все направления отработаны. Действуют ДШИ, ЦДТ, ДЮСШ... Связь школ с этими учреждениями отработана. Будем, кроме того, расширять сеть дополнительного образования внутри школ. Разрабатываются новые учебные комплексные программы по выбранному каждой школой направлению. Так что школьников ждет много интересного.