Река времени и крона генеалогического древа
Для кого-то прошлое - всего лишь тлен. У других, напротив, неизбывная любовь к изучению былого. Отрадно, что и среди подрастающего поколения есть такие.
Иван Перязев из Светловской школы изучал период Великой Отечественной. Мальчишке повезло - его прадед Иван Самойленко, принимавший участие в военных действиях, жив и охотно делится своими воспоминаниями с правнуком.
Елене Глухоте из Чистоозерской школы, к примеру, не посчастливилось так, как ее светловскому ровеснику. Ее прадеда Дмитрия Екимова уже нет в живых. И лишь с пожелтевших от времени черно-белых фотографий на девочку смотрит он, солдат, на груди которого красуется орден. Именно с интереса к этой фотографии и началась исследовательская работа. Сбор информации о прадеде - это беседы с родственниками, в первую очередь. И вот появляются на свет награды, документы... Вырисовываются, становятся объемными черты родного человека. И вместе с этим приходит уверенность: "Бессмертный полк" - не просто акция, не формальность, а мостик между двумя эпохами.
Связать из живой ниточки знаний о своей семье затейливый узор генеалогического древа - тоже искусство. Его продемонстрировал второклассник из Глубокого Виктор Заковряшин. Мальчик, несмотря на юный возраст, совместно с родителями сумел проследить историю своей большой и дружной семьи до пятого колена! И не просто вписал имена, но и поведал, чем славен тот или иной родственник. А заслуг перед селом и районом у многих из Заковряшиных, как оказалось, много.
Мой дом - моя крепость?
Мир открытий близок - протяни руку, пристальнее вглядись в знакомые вещи и явления - вот и готово поле деятельности! Михаил Скопа, ученик четвертого класса из райцентра провел исследование, насколько безопасно жить в доме. Дом как экосистема - такой подход заинтересовал жюри секции биологии и экологии. Влияние на здоровье человека материалов, используемых для внутреннего ремонта, шумов от телевизора, компьютера, уровня магнитного поля электробытовых приборов... И это не весь перечень проведенных наблюдений. Ровесникам и взрослым, внимательно слушавщим его, Миша посоветовал работать за компьютером не более часа в сутки, спрашивать сертификат качества при покупке отделочных материалов и выращивать больше цветов в комнатах.
Мина замедленного действия - батарейка
Забота о здоровье человека и о сохранности природы подвигла на исследовательскую работу и Екатерину Деринг из Завьяловской школы. Можно ли утилизировать батарейки, как бытовые отходы, задалась вопросом девочка. Не удовлетворившись сухими выкладками о вреде для здоровья из интернета, школьница провела эксперимент - как влияют отработавшие свое батарейки на рост и развитие растений. Белоснежные хризантемы поставили в стаканы. В воду опустили батарейки. Цветоносы поникли через считанные часы.
- Это и не странно, - серьезно рассуждает Катя. - В каждой батарейке содержится кадмий, свинец, ртуть, никель и так далее. Когда мы выкидываем отработанные батарейки, они превращаются в мину замедленного действия. Вся эта "прелесть" выходит наружу и попадает в окружающую среду, загрязняя ее. Начните с малого, друзья! Поставьте коробку под отработанные батарейки в подъезде или в школе, впоследствии их отправят в переработку на завод.
Даешь заградотряд!
Тема экологии прозвучала и в работе Арсения Большакова из Глубоковской школы, заинтересовавшегося, почему на территории родного села образовалось некогда соленое озеро. Уступает ли оно по качеству воды и грязи завьяловскому, разрекламированному на всю страну? И даже то, что в лаборатории не взялись сделать анализ воды, парня не остановило. Он поставил опыты, побеседовал и с медицинскими работниками фельдшерско-акушерского пункта, и с представителями местной власти, и со специалистами агрономической службы хозяйства. Удостоверившись, что озеро целебное, поставил ребром перед властями вопрос водоохраны.
Дело в том, что здесь частенько пасется скот. Глава сельсовета Елена Броцман обещала разобраться с проблемой, а главный агроном колхоза "Фрунзенский" Владимир Шнель дал слово положить на подъезде к водоему плиту. Это первые шаги, которые будут сделаны благодаря тому, что обычный мальчишка-четвероклассник привлек внимание к актуальной, живой теме.
Марта, Тошка и Маруся или увлечение для дам за пятьдесят...
Вы умеете делать йогурт и сгущенку из козьего молока? Рецептами этих уникальных и полезных блюд может поделиться завьяловский школьник Кирилл Карасев. У него и у его бабушки живут козы.
- На сорока трех подворьях села Завьялова содержат этих животных, - озвучивает статистику мальчик. - Большинство их хозяек - женщины в возрасте за пятьдесят.
Секрет любви дам осеннего возраста к козьему молоку прост - оно полезно и легко усваивается. Да и содержать козу проще, чем, например, корову.
Кирилл помогает маме и бабушке в уходе за Мартой, Тошкой и Марусей и с удовольствием пьет козье молоко. Одноклассникам он ради эксперимента принес трехлитровую банку - угощайтесь и делитесь впечатлениями! Любознательный и энергичный школьник даже в кулинарии себя попробовал, готовя сыр из молока. Утверждает - очень вкусно получилось.
Самые интересные работы были отмечены наградами. Следующий этап для победителей - участие в зональной конференции.
Золото конференции
В секции "Экология, биология" первые места заняли ученики Завьяловской школы Михаил Скопа, Варвара Дубрава, харитоновская школьница Алена Ступицкая и Данил Овечкин из Овечкинской школы.
Среди юных исследователей, чьи работы были представлены в секции "Физика, информатика", золотыми призерами стали Артем Волков (Завьялово) и Марина Колесник (Чистоозерка).
Чистоозерская школьница Ольга Паули заняла первое место в секции "Социология, психология".
Первое место в секции "Химия, медицина, география" у Василины Кузнецовой из Светловской школы.
Иван Перязев из Светловской школы разделил первое место в секции "История, краеведение" с Артемом Захаровым из Глубоковской СОШ.
Овечкинские школьницы Ольга Павлова и Яна Овечкина наряду с Татьяной Заворниковой из Завьяловской школы на первом месте в секции "Математика, экономика".
В секции "Литературоведение, культурология, лингвистика" победили Снежана Деминцева из Малиновской школы и Александра Колесникова из Чистоозерской.
В секции "Начальная школа" среди учеников четвертых классов первое место заняла Мария Ничипуренко, среди учеников с первого по третий класс - Иван Чудинов и Виолетта Шира. В этой номинации лидирующие позиции у завьяловских школьников.