На базе Завьяловской средней школы № 1 прошел районный этап конкурса "Учитель года", в рамках которого проводится и конкурс для молодых педагогов "Педагогический дебют". Мы побывали на открытых уроках у пяти конкурсантов.
Я - исследователь
На часах - восемь утра. За окнами лишь начинают проступать неясные очертания зданий и деревьев, а в кабинете "Литература-2" тепло, светло и многолюдно. Со стены на ребят смотрят мудрыми глазами классики отечественной литературы. А возле доски хлопочет, скрывая волнение, учитель русского языка и литературы Малиновской школы Роза Остромиллер. Розе Ивановне предстоит провести урок в седьмом "Б". Ребята незнакомые, как-то все сложится? А сложилось все - лучше некуда! С первых секунд, едва раздался звонок на урок, опытный педагог сумела привлечь внимание детей и до последней минуты была виртуозным дирижером в отлично поставленном ей действе.
Казалось бы, что увлекательного может быть в действительных причастиях настоящего времени? Но у Розы Ивановны получилось заинтересовать школьников. Необычность занятия была уже в том, что вместо тетрадей ребятам предложили поработать с дорожными картами. Седьмой класс - давно не дошколята, но и таким взрослым детям нравится играть, пусть даже в игру под названием "Да - нет", письменно отвечая на вопросы. А кто откажется попробовать себя в роли исследователей? Тем более, что работать нужно было в группах, а не в одиночку. Так еще увлекательнее: можно поспорить с товарищами, защищая свое видение вопроса. Глядишь, в споре и истина родится. Финальным аккордом стало и нестандартное домашнее задание, которое дети получили от педагога.
- Задание на выбор, - хитро улыбается Роза Ивановна. - Кто выбирает роль учителя, а кто - журналиста? Нет, не спрашивайте, чья доля будет легче - не скажу!
Школьники задумчиво переглядываются, пытаясь просчитать, что сулит тот или иной вариант. В итоге "журналистов" - подавляющее большинство против малого братства "учителей", а значит, почти весь класс будет выполнять дома творческое задание. Глаза детей горят, тема усвоена, судя по результатам взаимопроверки. Урок удался!
Удивительный мир обыкновенных дробей, или нескучная математика
Членам жюри в это утро довелось посетить два урока, посвященных дробям. Харитоновский педагог Ольга Карнаухова вела математику в шестом "А". Под ее руководством дети совершили путешествие в удивительный мир обыкновенных дробей. Для начала они освежили в памяти, как умножается дробь на число, оценив себя. Затем переводили проценты в десятичную дробь, умножали дроби, решали интересные задачи, заучивали правило о дробях в стихотворной форме. Даже физкультминутка - обязательный элемент урока - была математическая. Прежде чем разминаться, нужно было сделать несложные арифметические вычисления. По слаженному движению детей становилось ясно - с вычитанием и сложением у них все в порядке.
Интересно и необычно прошел и урок в шестом "Б", проведенный математиком Глубоковской школы Натальей Кузьминой. Наталье Николаевне удалось не просто создать в классе рабочую обстановку, но и сплотить детей в большую, дружную, работоспособную команду. Искать ответы в группе товарищей, не замыкаясь в себе - умение, которое пригодится ребятам и во взрослой жизни. А как филигранно учитель интегрировала в изучаемую тему смежные науки! В самом начале урока детям было предложено поучаствовать в устной разминке, угадать искусно спрятавшееся слово здоровье.
- Ребята, как математика может помочь нам быть здоровыми? - заинтриговала вопросом школьников Наталья Николаевна.
Ответом стал удивленный взгляд более чем двадцати пар глаз. Но в ходе урока вырисовался тот самый ответ, которого ждала от детей педагог. А помог в этом режим шестиклассника, который класс составил здесь же, на занятии. Сколько времени в сутки нужно потратить на прогулку? Как долго можно смотреть телевизор? На эти жизненно важные вопросы отвечали, решив задачу с дробями. Нескучная математика - это явление не из области фантастики, как оказалось. Нужна лишь творческая жилка, фантазия и желание подать материал в интересной форме, ломая консервативные принципы построения занятия. Все это блестяще продемонстрировала Наталья Кузьмина.
Бермудский треугольник и конфеты с сюрпризом
Энергично, на одном дыхании прошел урок математики в седьмом "Б", ритм и тон занятию задала педагог Гилевской школы Людмила Игнатенко. Ребята поучаствовали в геометрическом марафоне, где основная нагрузка легла не на мышцы ног, а на умы. Поупражняв мозг, дети с удовольствием прикоснулись к мистике, вспомнив знаменитый Бермудский треугольник, находящийся в Атлантическом океане. А от таинственного треугольника ловко перешли к треугольникам в геометрии. Они поработали в группах, разгадали ребусы, в которых прятались слова "медиана", "биссектриса" и "высота". Вооружившись линейками, угольниками и транспортирами, семиклассники выстраивали в тетрадях эти отрезки. Приятным сюрпризом стало угощение, которое раздала каждому Людмила Николаевна. Конфеты - кто же их не любит?! Вот только сладости были получены не просто так. В зависимости оттого, как называлась выданная семикласснику конфета, дети объединялись в группы для дальнейшей работы. Думаете, им пришлось решать задачки? Отнюдь! Задание было гораздо интереснее. Из ниток, пластилина и пирамидок требовалось построить уже знакомые отрезки - биссектрису, медиану и высоту. Так что ученики Завьяловской школы получили возможность не только графически изобразить изучаемые отрезки, но и буквально прикоснуться к ним.
С дебютом!
Не только опытные педагоги соревновались в этот день в мастерстве. Юлия Савина, математик из Глубоковской школы - участвует в конкурсе в номинации "Педагогический дебют". Завьяловские мальчишки и девчонки рисовали лучи и углы под руководством Юлии Олеговны. Урок в незнакомом классе - серьезное испытание даже для стажистов. Что уж говорить о молодых учителях! Справиться с волнением не просто. Но приобретенный опыт бесценен.
Распрощавшись с молодым педагогом, члены жюри торопятся на шестой урок. Им предстоит окунуться в атмосферу творчества вместе с учителем из Светловской школы Натальей Приходько. Тема урока - "Осенних дней очарование в книжной графике". А впереди - еще много открытий и удачных решений, авторами которых станут конкурсанты нынешнего года. Кто из них покорит сердца детей и членов жюри? Об этом мы узнаем совсем скоро, финальный этап конкурса "Учитель года" не за горами.