Но пробыв всего лишь один день, с девяти утра до восьми вечера, рядом с фельдшерами ОСМП Завьяловской ЦРБ, могу с уверенностью сказать, что их работу вряд ли можно назвать простой, порой она сродни героической.
КАРАНТИН
Главный корпус больницы. На вывесках крупными буквами "Санпропускник", "Отделение скорой медицинской помощи". Войдя в помещение, сразу ощущаешь запах лекарств. У дверей санпропускника - очередь, в которой чихающие, надрывно кашляющие пациенты. Дверь в отделение СМП чуть дальше. Путь преграждает надпись: "Карантин". И не только она. Женщина в маске, видимо, санитарка, останавливает вопросом: "Вы куда?". Объясняю причину визита. На слово не поверили, пропустили только после того, как заранее предупрежденный о моем приезде старший фельдшер отделения Михаил Солодков дал бдительной сотруднице знак: "Пропустить".
"ЧЕЛОВЕКУ ПЛОХО!"
В просторном помещении приглушенный свет, за окнами - пока темно. Тихо... За компьютером - Михаил Алексеевич. Рядом - заступивший на смену фельдшер отделения Константин Ганжа, за обеденным столиком - водитель с почти 20-летним стажем работы Виталий Михайленко. На первый взгляд, все спокойно. Но это впечатление обманчиво. Фельдшер все время пристально следил за монитором планшета, стоящего рядом на столе.
-Каждые 30 минут планшет переходит в спящий режим, - объясняет молодой мужчина, - поэтому, чтобы он не отключился, нужно всегда быть начеку и следить за этим моментом.
Планшеты у медицинских работников скорой медицинской помощи появились с тех самых пор, как отделение перешло под управление единой диспетчерской службы края. Произошло это в начале декабря. Теперь все вызовы поступают на планшет, чаще всего с короткой, сухой и мало о чем говорящей профессионалам формулировкой: "Человеку плохо!".
-Для подстраховки у нас есть еще и мобильные телефоны, по которым в отдельных случаях перезванивают нам из диспетчерской Барнаула, - поясняет Михаил Солодков.
"ДИСПЕТЧЕР 80-ЫЙ СЛУШАЕТ!"
Интересуюсь, пока есть время, какие же еще, помимо наличия планшетов и телефонов, кардинальные изменения в работе произошли в связи с переходом отделения под управление единой диспетчерской.
-Теперь пациенты, которые звонят на "03", "103" или "112", слышат в трубке телефона не привычные для них слова: "Алло, скорая!", а "Диспетчер 80-ый слушает!", - говорит старший фельдшер отделения, - обычно опрос звонившего продолжается недолго, от 30-ти секунд до минуты. Фамилия, имя, отчество больного, адрес - обязательны для оформления вызова. Главное, о чем спросят на конце провода, симптомы, тревожащие пациента. При этом задача родственника - как можно подробнее объяснить случившееся. Если медицинские работники ЕДС края классифицируют вызов как экстренный, угрожающий жизни пациента, то планшет тут же громким сигналом даст знать дежурному фельдшеру, что больному незамедлительно требуется врачебная помощь.
Расширилась и география оказания скорой помощи. Теперь бригада СМП обслуживает вызовы, поступающие не только из районного центра, как это было раньше, но и от пациентов, проживающих в селах и поселках всего нашего района.
-Отсюда, порой, и жалобы от больных на то, что "скорая не спешит по вызову, и фельдшерам нет дела до его самочувствия", - продолжает Михаил Солодков, - на самом деле это не так. Если, к примеру, два вызова поступили практически одновременно в село Гонохово и Глубокое, а на линии только одна бригада, то медики, как понимаете, не могут мгновенно оказаться в двух местах сразу. И это самый негативный момент новшества. Две бригады одновременно дежурят лишь в выходные, праздничные дни и ночное время. В будни вызовы обслуживает лишь одна бригада скорой медицинской помощи. Отсюда и задержка.
По словам Михаила Солодкова, были случаи, когда диспетчерская служба сообщала адрес, улицу и номер дома другого района. Улицы Советская, Ленинская, Центральная есть почти в каждом населенном пункте края. Поэтому, порой, у городских диспетчеров возникает путаница.
"МНЕ СТРАШНО, СЫНКИ!"
Нередко бывает и такое, по словам работников ОСМП, вызов с формулировкой: "человеку плохо" расценивается, как экстренный. А на самом деле на адрес можно было отправить обычную "неотложку", в дневное время оказывают которую медицинские работники районной поликлиники.
- Бывает, спешим на помощь, - говорит Михаил Солодков, - а там одинокая пожилая старушка, идущая нам, словно дорогим гостям, навстречу со словами "Мне страшно, сынки!".
Такие случаи в районе, скорее, правило, чем исключение из него. Одиноким людям кажется, что они брошены, что они забыты своими родственниками, в итоге учащается пульс, щемит беспокойное сердце.
-Поговоришь немного с таким человеком, успокоишь, дашь надежду на то, что наступит новый день, и обязательно все будет хорошо, смотришь, бабушка уже улыбается и благодарит за проявленное сочувствие и внимание, - присоединился к разговору Константин Ганжа, - таких пациентов у нас много, каждый из них страдает тем или иным хроническим заболеванием, с ними знакомы все члены коллектива нашего отделения.
Три часа, пока планшет молчал, работники "скорой" рассказывали о своих, как они говорят, серых буднях, которые мне таковыми совсем не казались. Слушая их, думала о том, что сотрудники скорой помощи постоянно, как на пороховой бочке: не знают, в какую минуту она взорвется. И главное в это время успеть спасти жизнь человека, молящего о помощи.
"ВЫПИЛ... СПИТ... А МОЖЕТ, И БЕЗ СОЗНАНИЯ..."
-Нередки случаи, точнее говоря, даже часты, когда люди вызывают бригаду скорой помощи в состоянии глубокого алкогольного опьянения, - рассказывают фельдшеры, - человек, к примеру, спокойно и мирно спит после принятия "на грудь", а его повеселевшим от зелья друзьям кажется, что он без сознания.
По словам Константинеа Ганжи, самые опасные вызовы к людям, зависимым от алкоголя. Войти к ним в дом в одиночку - большой риск для фельдшера. Замахнуться на медика, грозясь ударить по лицу, самое безобидное, что может случиться. Такие инциденты у каждого работника скорой были неоднократно. Вспомнили случай, который чуть не стоили жизни фельдшеру женщине. При осмотре пациента возникла перепалка, во время которой не выдержали нервы у одного из членов веселой компании. Он схватил топор и набросился на беззащитную женщину. Пришлось звать на помощь сотрудников полиции.
ВОДИТЕЛЬ - САНИТАР, ПСИХОЛОГ, ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ
Но самый надежный телохранитель для медиков - водитель автомобиля с красным крестом и большими цифрами "03".
-Водители - это не только наши телохранители, но и санитары, и наши главные помощники, - рассказывает Михаил Солодков, - особенно трудно им приходиться в темное время суток. Да, районный центр они знают, как свои пять пальцев, каждую улочку, каждый закоулок, знают с какой стороны лучше подъехать к дому. А вот с улицами в селах освоиться не успели. К сожалению, во многих из них на домах не указаны названия улиц, отсутствует нумерация, что значительно осложняет нашу работу. Этот вопрос уже к главам поселений.
В БОЛЬНИЦУ С РЕБЕНКОМ НЕ ПОЕДУ. МОЖЕТ, ПРОЙДЕТ...
По словам Михаила Солодкова, нередки случаи в практике, когда приходится уговаривать пациентов, в частности мам малолетних детей, поехать в стационар. Неужели родители - враги собственному ребенку? Эти сомнения через пару минут развеяла мама одиннадцатимесячной девочки, позвонившая в диспетчерскую города Барнаула по номеру "112".
Зазвенел планшет. Текста нет, указан лишь адрес. Что случилось - не известно. Константин Ганжа быстро переобувается, накидывает униформу, надевает маску. "В этом доме проживают трое маленьких детей, вероятнее всего, заболели именно они", - предполагает фельдшер. Взяв тяжелый тревожный чемоданчик, садимся в машину, которую уже подал Виталий Михайленко. Когда он успел одеться и подать "карету", никто не видел. Мастерство...
В небольшом теплом домике трое маленьких девочек вместе с родителями. "Старшие уже выздоравливают, а вот малышка...", - объясняет мать. У девочки жар, синяки под припухшими глазками, сонный взгляд, отсутствие интереса к происходящему вокруг. Фельдшер констатировал: "Высокая температура тела. Срочно в больницу".
Женщина тут же заговорила, словно по давно написанному сценарию, текст которого знают наизусть фельдшеры сокрой помощи: "Дом не оставлю, тем более у меня еще двое не совсем здоровых детей. Может, пройдет...". В данной ситуации главная задача медиков - убедить маму принять правильное решение. Оно здесь единственное - госпитализация. К счастью, в этот раз это удалось сделать.
Облегченно вздохнув, фельдшер сопровождает крошечную пациентку в санпропускник. Он еще не подозревает о том, что на следующем вызове, который поступил минутой позже, его ждут разгневанные односельчане.
"СКОРАЯ" СОВСЕМ НЕ СКОРАЯ!
Едем к магазину "Мария-Ра". В пути фельдшер комментирует: "Вот так всегда. Отказываются сразу от госпитализации. К ночи у ребенка температура повышается, вновь вызывают скорую".
- Какая же вы скорая, когда уже час прошел (у страха глаза велики) с тех пор, как позвонили по "03", а вас все нет и нет, - так в этот раз встречают бригаду скорой. - Мы пожалуемся в соответствующие инстанции, - продолжали возмущаться и мешать фельдшеру собравшиеся вокруг пациентки люди, отвлекая от главного - постановки диагноза и оказания помощи.
Молодой мужчина, четко зная свое дело, действует быстро. В этот момент подоспел еще один фельдшер - Ольга Чиркова, дежурная "неотложки" поликлиники, которую также вызвали для пострадавшей. Ее помощь в данном случае не потребовалась. Константин Ганжа через несколько минут перемерил артериальное давление. Оно - в норме. Провожали нас уже не так гневно, как встречали. Но и людей понять можно: человек мог умереть.
По нормам доехать до пациента "скорая" должна в течение 20-ти минут. В данном случае временной регламент не был нарушен.
НЕЛОВКИЙ ШАГ В СТОРОНУ И...
Тем временем скорую ждали в Малиновском. Пока ехали до поселка, фельдшер сосредоточенно заполнял электронные карты больных. По приезду в отделение он продолжит эту работу, дублируя данные на бумажном носителе.
Последняя улица населенного пункта богато укрыта снегом. Многих домов не видно из-за высоких сугробов. Занесен и дом, где живет пациентка. От дороги до предполагаемой калитки около 50-ти метров. Пробираемся по сугробу. Впереди чернеет ограда из штакетника. Острые колышки торчат из-под снега. Неловкий шаг в сторону - и тебе тоже понадобится помощь медиков. Страшновато... Перешагнули, облегченно вздохнув. Теперь бы благополучно спуститься со снежной горки. А что, если придется транспортировать больную? Словно прочитав мои мысли, Константин Ганжа проговорил: "Соседей придется собирать, чтобы помогли". К счастью, больной транспортировка в Завьялово не понадобилась.
ВРЕМЯ ОБЕДА УСТАНАВЛИВАЕТ СЛУЧАЙ
На часах 15.00. Кто-то уже давно передохнул после сытного обеда, а у фельдшера и водителя скорой медицинской помощи с утра во рту - ни маковой росинки. Обедаем прямо в отделении тем, чем богаты. Пациенты позволили даже попить чай, а дежурному фельдшеру - заполнить документы. В 15.35 "заиграл" планшет. "Боли в сердце" - читаем запись.
-Это наша хроническая больная, 88-летняя бабушка, - узнав адрес, говорит Константин Ганжа.
Дочь пациентки Валентина Киселева подробно описывает симптомы у пожилой женщины: низкое давление, очень слабый пульс. Фельдшер уже знает, что делать, движения отработаны чуть ли не до автоматизма.
-Обращаемся за помощью медиков "скорой" часто, порой несколько раз в сутки, - рассказывает Валентина, - никогда никаких замечаний и претензий к фельдшерам нет. Даже когда вызовы стали принимать через город, изменений не почувствовали, автомобиль скорой приходит быстро в любое время суток.
500 МЕТРОВ ПО СУГРОБАМ
Словно предчувствуя дальнюю поездку, водитель Виталий Михайленко заезжает на автозаправочную станцию. Пока автомобиль стоит, Константин Ганжа вновь заполняет электронные карты. Только отложил планшет -вновь вызов.
-Вызов с номера "112" в поселок Краснодубровский, причина не указана, - говорит он.
Но к чему готовиться, фельдшер уже хорошо знает: по указанному адресу он был неоднократно. Здесь проживает больная пожилого возраста, страдающая тяжелым хроническим заболеванием. Едем быстро по трассе, которую потихоньку затягивает серебристая поземка. Надежду на то, что выберемся из любого сугроба, вселяет опытный водитель за рулем.
Подъехали... Первая мысль, что водитель ошибся адресом или его неправильно указали городские диспетчеры. Жилых домов поблизости не видно, равно, как и других признаков жизни. Когда открыла дверь машины, Константин Ганжа уже спускался в кювет. "Готовьтесь, - предупреждает он, - метров 500 по сугробам брести". Да, если потребуется госпитализация, здесь и соседи не помогут!
Мужчина идет быстро, шаг четкий и широкий. Чтобы не провалиться под снег по пояс, стараюсь идти за ним след в след,. Ноги утопают по колено.
С ТОГО СВЕТА...
Наконец-то... У крыльца встречает дедушка. В доме тепло, тихо и как-то сумрачно. Не от того, что мало света проникает через небольшие оконца, а от беды, которая приходит в дом по несколько раз в месяц. Пожилая женщина регулярно впадает в "сахарную" кому. Ее сноха Наталья в недоумении. В ее больших глазах вопрос: "Что делать?".
Бабушка, укрытая толстым пледом, лежала на диване. Казалось, что она спит. Первым делом Константин Ганжа успокоил встревоженную Наталью: "Сейчас сделаем укольчик, все будет хорошо, не переживайте". Фельдшер ввел одну, вторую, третью ампулу лекарственного средства. Ситуация не улучшалась. Случай оказался тяжелым, и Константину пришлось еще немного "поколдовать" над больной.
И, о, чудо! Бабушка открыла глаза и сказала: "Холодно мне! Холодно!". Наталья благодарила спасителя свекрови, стараясь упомянуть добрым словом и остальных работников отделения "скорой", которые часто приезжают к ним в дом. На этот раз все обошлось благополучно. Наступило какое-то облегчение, успокоение, и душа наполнилась чувством радости: человек снова дышит, говорит, снова видит своих родных и близких.
Но расслабляться фельдшеру нельзя, впереди - 500-метровый снежный путь. К машине в этот раз пробирались по другой тропке, которую показал заботливый хозяин дома. Нам повезло. За несколько минут до нас по ней прошли коровы, слегка утрамбовав свежий снег. Спасибо, буренки!
СЛУЧАИ КУРЬЕЗНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ...
Вечером, перед окончанием смены, у Константина Ганжи образовалось небольшое "окно". Оформив документы и, наконец, перекусив, снова разговорились. К беседе присоединились заступившие в ночную смену члены еще одной бригады "скорой": фельдшер с 22-летним стажем Оксана Самчук и опытный водитель Антон Гарнушкин. Поинтересовавшись у Константина, как прошел день, принялись все вместе вспоминать и рассказывать курьезные случаи (и не очень), которые происходили с ними за годы работы. Рассказывали долго. Таким историям нет числа. И каждый день к ним добавляются все новые и новые.
А тем временем моя "рабочая смена" заканчивалась. После нее сложилось твердое убеждение: в отделении СМП трудятся не просто профессионалы, а люди с особым характером, способные к состраданию и терпению. Каждый из них вкладывает в работу все свои силы, знания и душу. Можно сказать, что "скорая" для фельдшеров и водителей отделения - не просто место работы, а диагноз, диагноз на всю жизнь.