Но на достигнутом районная власть решила не останавливаться. Нынешний год проходит для коммунальных служб района под знаком еще одного масштабного проекта - строительства очередной модульной котельной.
Государевы миллионы
- Котельная реконструируется по программе "Предоставление качественных коммунальных услуг населению", - вводит в курс дела заместитель главы районной администрации по экономическим вопросам Андрей Евстратов. - Проект называется "Капитальный ремонт тепловых сетей котельной номер два в селе Завьялово Завьяловского района Алтайского края". По этому проекту у нас идет объединение трех котельных, расположенных по улицам Светлая, Колядо и Школьная.
Стоимость проекта по котельной составляет сто четыре миллиона рублей, по теплотрассам - сто сорок четыре миллиона. Эти средства выделяются из краевого бюджета.
Часть их уже успешно освоена. Так, на сегодняшний день в полном объеме поступило оборудование для котельной, которое установили рабочие подрядной организации. Очистные сооружения и дымовые трубы также установлены. Мы побывали на объекте и своими глазами увидели, как выглядит новая котельная на улице Школьной. При первом же взгляде появляется мощное дежавю: здание снаружи - брат-близнец такого же, построенного годом ранее на улице Советской.
"Не будем изобретать велосипед"
- Действительно, проект аналогичный, - соглашается Андрей Александрович. - И внутри "начинка" такая же, как и в помещениях Центральной котельной. Визуально лишь компоновка угольного склада и здания котельной отличается. А оборудование то же самое. Это хорошо, так как "первую ласточку" мы уже испытали суровой зимой. Надо заметить, что испытание котельная прошла без нареканий. Поэтому, велосипед изобретать мы не стали. Коль скоро оборудование отработало зиму на пятерочку, экспериментировать нет смысла.
Потребителей тепла в первую очередь интересует качество услуги, а также срок введения в эксплуатацию объекта. Успеют ли подрядчики выполнить работы до начала отопительного сезона? Не будет ли накладок?
Новая "кровеносная система"
- Сейчас конец июля, а котельная уже готова, - говорит Андрей Евстратов. - Подрядчик - ООО "Стройград" - провел опрессовку воздухом котлов и трубопроводов внутри котельной. Предстоит проложить теплотрассы и провести опрессовку водой. Это очень большой объем работ, по километражу превышающий прошлогодний. Протяженность трассы - чуть более километра. Сразу отмечу, что плотность обслуживаемого населения на этом участке меньше, чем по Центральной котельной. ЦК обслуживает многоквартирники, здесь же частный сектор и ряд организаций, торговых точек. Поликлиника, школа, ЦДТ, пожарная часть, полиция, суд, ДОСААФ, Роспотребнадзор... Все это будет питаться теплом от новой котельной.
Есть резерв, что позволит желающим отказаться от печного отопления и перейти под крыло коммунальщиков. Для этого нужно подать заявление в обслуживающую коммунальную организацию. Дом подключат к общей системе, и уже в эту зиму он будет обслуживаться централизованно.
Теперь вернемся к теме новой "кровеносной системы" теплоснабжения. Теплотрасса будет проходить под землей, придется перекапывать улицы Центральную частично, полностью Светлую, Колядо. Да, это доставит определенные неудобства жителям микрорайона. Но мы просим жильцов домов с пониманием и терпением отнестись к временным трудностям. Строители постараются доставить как можно меньше неудобств, в сжатые сроки выполнить работы. В августе они приступают к прокладке теплотрасс, а в конце сентября обещают финишировать. Затем проведут пуско-наладочные работы и запустят тепло в дома. Контракт по теплотрассе выиграло ООО "Ледсвет" из Барнаула.
О том, где будут прокладывать теплотрассу, население уведомляют работники МУП "Завьяловское коммунальное хозяйство" - теплоснабжающей организации. Речь и о вручении письменных уведомлений и беседах с населением. В конечном итоге временные неудобства оправдают себя улучшением качества услуг коммунальщиков. Жители улиц, дома которых отапливаются Центральной котельной, в прошлом отопительном сезоне были довольны. Ни сбоев, ни эксцессов. Даже жители тех многоквартирных домов, которые в прошлом каждую зиму замерзали, на этот раз благодарили нас за оказанные услуги.
К слову, и в плане экономическом новая котельная себя хорошо зарекомендовала. Этот аспект интересовал работников коммунальной службы в первую очередь. По углю сэкономили более тысячи тонн. По заработной плате, в связи с уменьшением количества операторов, тоже получилась экономия. Если раньше на две котельные требовалось шестнадцать кочегаров, то прошлой зимой объединенную котельную обслуживали восемь операторов-машинистов котельных установок. Экономический эффект по строящейся сегодня котельной просматривается в этом плане хороший. Здесь тоже потребуется всего восемь операторов. Ранее же на три котельные, которые нынче заменит одна модульная, требовалось двадцать четыре истопника. В заработной плате операторы выиграли за счет увеличения рентабельности котельной. Труд их стал несоизмеримо легче.
Современное оборудование содержит большое количество датчиков, которые не требуют вмешательства человека. Автоматика отслеживает и полностью оперирует всем процессом. Поддерживается оптимальный тепловой режим в котлах и теплотрассе. Дизельный генератор обеспечивает подключение к электроэнергии при внешнем отключении. Для коммунальщиков это дополнительные расходы, зато тепло будет подаваться бесперебойно. Резюмируя, скажу: модульные современные котельные - это благо и для потребителей тепла, и для коммунальщиков. За такими котельными будущее. Причем вполне обозримое будущее.
Так, в планах строительство котельной номер три, которая объединит котельные микрорайона ДСУ, коррекционной школы.
В обозримой перспективе райцентр будет отапливаться тремя новыми котельными, и тепло будет поступать по новым теплотрассам. Три котельные закроют потребность Завьялова в тепле полностью.
Задача номер один
Масштабный проект - это лишь часть того, как район готовится к предстоящей зиме. На всех котельных идут ремонтные работы. В Чистоозерке меняют старые котлы ручной работы на новые промышленного производства. Готовность к предстоящему отопительному сезону по району составляет девяносто пять процентов. Не оставляют без внимания и проблемные места теплотрасс. В прошедший отопительный сезон велся учет аварий. Сейчас участки с повышенной аварийностью заменяют.
- Протяженность аварийных участков большая, потому надеемся проводить плановый ремонт с привлечением средств других бюджетов: краевого, федерального. В рамках программы "Предоставление населению качественных коммунальных услуг" есть такая возможность, - рассказывает Андрей Евстратов. - Кроме того, решается вопрос поставок угля. Подготовить район к зиме - задача номер один. Решаем ее комплексно.