В адрес Минприроды Алтайского края постоянно поступают обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросу обязанности заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) с региональным оператором, в зоне деятельности Алейской территориальной зоны Алтайского края.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденному Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152, Минприроды Алтайского края вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесённым к своей компетенции. В компетенцию Минприроды Алтайского края входит осуществление регионального государственного надзора в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещает сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.
Данная норма существенным образом дополняется положениями пункта 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Оказание региональным оператором названной коммунальной услуги на условиях типового договора не исключает согласования иных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами его сторонами с последующим перерасчетом соответствующей платы.
Региональными операторами по обращению с ТКО на территории Алейской территориальной зоны Алтайского края, является ООО "ЭкоТРАНС" (https://ekotrans55.ru/).
В действиях собственников ТКО, не заключивших договор с региональным оператором на их вывоз, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, квалифицируемые как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Неисполнение предусмотренной законом обязанности собственников ТКО по заключению договора с региональным оператором влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ).
В свою очередь разногласия, возникающие между региональным оператором и потребителем (собственником ТКО) по вопросам оказания услуг и их оплаты не имеют отношения к требованиям природоохранного законодательства, а носят гражданско-правовой характер и решаются в рамках гражданского судопроизводства.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право требовать внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами (Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ), -уплаты неустоек (штрафов, пеней).