Жизнь крестьян в дореволюционной России была очень тяжелой. Лучшими землями владели помещики, а крестьяне пользовались преимущественно суглинками, неудобьями. Как мечтали они о плодородных землях, способных одарить тружеников богатыми урожаями, о том, чтобы вдоволь было хлеба. Сорвавшись с родных мест, целыми семьями шли ходоки осваивать богатейшие сибирские земли, о которых ходило столько разнообразных слухов.
Новая земля
В апреле 1907 года несколько семей из далекой Могилевской области поселились и на берегу таежной речки, несущей свои чистые воды неподалеку от предгорий Саян. Речка оказалась хоть и узкой, но глубокой и богатой рыбой. Это был первый дар сибирской природы для уставших от долгого путешествия переселенцев. Кругом же раскинулась непроходимая тайга, вглубь которой уводила лишь узкая охотничья тропка. У бившего неподалеку Ершова ключа (видимо, по фамилии одного из новых жителей) располагались солонцы. Полакомиться солью сюда частенько наведывались зубры и сохатые. Много было вокруг волков, нередко подходили к селению хозяева тайги – грозные медведи. Непосредственно на том месте, где остановились первопоселенцы, обитало много мелкой дичи: белки, соболя, лесная птица – тетерева, глухари, рябчики. Тайга встретила гостей, решивших обосноваться здесь надолго.
Первое время, пока строились дома, жили переселенцы в юртах. Лишь в юрте у Ерошевича и в бане у Ершова сложили печи из камня. Все женщины носили печь к ним хлеб.
Первое бедствие, с которым столкнулись переселенцы в Сибири – несметные полчища комаров и мошки, поэтому день и ночь жгли они костры между юртами, чтобы хоть как-то отпугнуть надоедливых кровожадных насекомых. Естественно, названия у будущей деревни еще не существовало.
Уже в мае того же года собрались ходоки к крестьянскому начальнику в село Рыбное с просьбой о "нарезке" земли. В путь отправились Кузьма Хлебников, Семен Ожич, Петр Шилов, Андрей Смольский, Афанасий Мащенок, Радион Жуков. Но в Рыбном вопрос не решился, и ходоки пошли дальше к губернскому земскому начальнику в г. Красноярск.
В городе их просьбу уважили, приехал земский начальник и "нарезал" землю. О названии деревни сначала поспорили, решив дать его по фамилии одного из первопоселенцев, но спор этот не принес результата. И назвать деревню решили звонким именем Вознесенка, поскольку именно перед великим днем Вознесения Господня отправились ходоки за "нарезом" земли.
Год за годом строилось и расширялось поселение, со всей Руси шел сюда рабочий люд. И постепенно Вознесенка стала разрастаться в большое и красивое село.
И все было бы хорошо, но…
За дело правое
Далеко не всех устраивала свобода крестьян и их мирное освоение новых земель. В 1917 году после отречения от престола Николая Второго и Октябрьской революции разгорелась гражданская война. Она представляла собой вооруженную борьбу между различными группами населения, первоначально имела региональный характер, а затем приобрела общенациональные масштабы. Оказались втянуты в гражданскую войну и сибиряки.
Спустя 11 лет после заселения Вознесенки, по распоряжению Александра Кравченко, руководившего партизанским движением в Сибири, в Агинскую волость из Манской приехал товарищ Латышев, которому было дано задание собрать оружие в обеих волостях и организовать партизанские отряды. Из вознесенцев в отряд вошли Прокопий Бедов и Михаил Авсиевич, а также Алексей и Василий Казерские из Ильбина, Дядечкин из Алексеевки и 2 человека из Арбая. Эта группа собрала по волости 10 винтовок, 10 бердан старого образца, винтовочные патроны, свинец, порох.
-В Ирбейской волости в самом Ирбее захватили у "белого" офицера больше 20 винтовок, много патронов, - вспоминал те события один из партизан Прокопий Бедов. - В одном из первых боев погиб наш вознесенский партизан Петр Ефимович Шиляев. Похоронен он в Вознесенке…
Далее Прокопий Бедов подробно повествует о жестоких боях, которые с переменным успехом шли не только в нашем районе, но и за его пределами, о длительных переходах, освобождении Минусинска от "белых".
Рассказ партизана о том, как крестьяне отстояли свою свободу и право осваивать плодородные земли Сибири, сохранили и записали для потомков, практически без правки и сокращений.
Первые в колхозе
Вознесенка продолжала жить и развиваться. Сюда приезжали новые жители. Вознесенцы вольно или невольно шли в ногу со временем. В 1930 году в Вознесенке был организован колхоз. Первыми в него вступили 18 семей: Ивана Цуканова, Андрея Цуканова, Павла Адамовича Тумара, Николая Ершова, Михаила Андреевича Ерошевича, Якова Петровича Золотухина, Владимира Ивановича Алферова, Спиридона Игнатьевича Доброго, Лукьяна Кротова, Василия Сергеевича Ожигова, Максима Степановича Опалева, Сергея Ожигова, Николая Новикова, Ивана Буйко, Михаила Григорьевича Хлебникова, Павла Андреевича Чистова, Андрея Ерошевича, Кондратия Леонтьевича Чистова.
При вступлении в колхоз объединили скот, инвентарь. Первым председателем избрали Федора Шилова. Первым бригадиром – Кондратия Леонтьевича Чистова. Примерная посевная площадь составляла 300 га. При этом вся обработка производилась вручную. Обмолот хлеба производился конными молотилками. А первый трактор появился лишь спустя 6 лет в 1936 году.
Первым председателем сельсовета стал Михаил Андреевич Цуканов, секретарем – Прокопий Чистов. Наряду с организацией колхоза создавалась и артель, которая уже в следующем году была объединена с колхозом. Первым комбайнером был Никонор Золотухин, штурвальной – его жена Акулина. Первым шофером – Чиченцев, учителем – А.З. Ариков, его учениками были А. Казерская, С. и Егор Лосевы, Иван и Федор Шерстневы. Первый магазин был у Дмитрия Бедова.
Жизнь налаживалась. Вознесенцы обрабатывали землю, постепенно увеличивались посевные площади. Исполнялась мечта первопоселенцев о богатых урожаях, но мирный труд жителей Вознесенки нарушила Великая Отечественная война.
Все для победы!
Июнь 1941 года. Телефонов в Вознесенке не было, и только в понедельник, 23 июня, нарочный, приехавший из райцентра с сообщением о всеобщей мобилизации мужчин, привез страшную весть: "Война!" В первый же год войны на фронт из села ушли 96 человек, 40 из них пали на полях сражений, и лишь 56 вернулись на родину.
Положение в деревне было тяжелое. Тракторов не было, семена возили на лошадях. Жали, вязали снопы, как в первые годы организации колхоза, вручную. Все работы вели женщины, подростки, дети. Без отпусков и выходных трудились вознесенцы на полях, руководствуясь лозунгом: "Все для фронта, все для победы!" Председателем колхоза в те годы был Зосим Давыдович Бедов, председателем сельсовета – Егор Лосев.
А длинными вечерами вязали женщины варежки и носки для солдат, вкладывая в рукоделие все свое тепло и любовь. Варежки и носки отправляли на фронт, всем сердцем надеясь, что теплый подарок поможет приблизить желанную победу.
Радостное известие о Великой Победе 9 мая 1945 года принесла в Вознесенку директор детского дома Е.А. Лукина. В этот день она выезжала в Агинское и, узнав о победе, позабыв обо всех срочных делах, мчалась назад, чтобы порадовать земляков, измученных долгим ожиданием. Некоторые участники войны поначалу стали приезжать домой, но была объявлена еще одна война – война с Японией, демобилизация прекратилась.
Только в сентябре вернулись мужья, братья, отцы в родные дома. Но не все… некоторые семьи не дождались сыновей, дочерей. У Пыхтина два сына пали на полях сражений, у Ожигова – два сына, у Ожич – три сына, у Деревяшко – два сына, у Ерошевич – два сына и дочь. Но жизнь продолжалась, нужно было восстанавливать разрушенные хозяйства.
Послевоенный период
Прибавилось рабочей силы, поля стали обрабатываться лучше, урожаи повысились, жить стало легче. После Зосима Бедова председателем колхоза стал И.А. Казерский, затем Н. Добрый, В. Васильев, В. Белеуш, с 1974 года А.В. Логинов.
К концу 1974 года быт вознесенцев значительно изменился. В селе была построена двухэтажная школа, магазины, контора, автогараж, коровники на 200 голов. Всего же в колхозе содержалось более 1000 голов крупного рогатого скота.
В мае 1980 пустили в эксплуатацию сельский Дом культуры. В 1981 году открыли детский сад, комбинат бытового обслуживания. Весной 1982 года заложили фундамент под новый коровник.
В 1990 году в Вознесенской школе было открыто среднее образование. Директором школы с 1986 года и по сей день является Зинаида Алексеевна Пушкова, которая внесла свой огромный вклад в дело образования на селе.
В 1980 году библиотека была перевезена в одно из помещений сельского Дома культуры. Огромный зал, прекрасная сцена, фойе, гримерная, и тут же библиотека. Все на своем месте, везде просторно и уютно. Но недолгим было счастье вознесенцев. В октябре 1994 года сгорела часть Дома культуры, от огня смогли отбить только фойе и ту комнату, где находилась библиотека. С тех пор библиотека путешествовала неоднократно. Сначала ее временно разместили в здании конторы, где она работала до осени 2000 года, затем снова перевезли, разместив в одном из помещений детского сада. Следующий переезд, в один из классов Вознесенской школы, состоялся уже в 2011 году. Как удалось сохранить со всеми перемещениями богатый книжный фонд известно только провидению. А хранительницей бесценного фонда уже многие годы является заведующая Наталья Рудель и библиотекарь Людмила Рудель.
Эпилог
Такова история небольшого по сегодняшним меркам сибирского села. Вознесенцы помнят ее, чтут память своих предков. Тех, кто 110 лет назад положил начало новой жизни в далекой сибирской тайге, тех, кто возделывал поля, налаживал быт, тех, чьи потомки и сегодня продолжают здесь жить и трудиться.
Много воды утекло с тех давних пор, нет уже здесь богатого колхоза, молодой порослью деревьев зарастают плодородные поля. Нет детского дома, но помнят о нем старожилы. Впрочем, те, кто сможет донести до потомков историю родного села, будут всегда. В их числе и фельдшер Галина Шевцова, которая вот уже 30 лет является бессменной заведующей фельдшерско-акушерского пункта, и директор сельского Дома культуры Наталья Алексиевич. И, конечно, желанный гость в каждом доме – почтальон Любовь Макарова, отдавшая своей работе более 30 лет жизни.
Не зря говорят, что без дня вчерашнего не бывает и дня будущего. Как бы далеко не находился человек от того места, где родился, он всегда будет вспоминать, скучать, думать о родных и милых сердцу местах.
P.S.: Впервые историю села Вознесенка начала собирать и записывать учитель истории Вознесенской школы Мария Горбунова. К сожалению, записи, сделанные ею, затерялись. Дело Марии Захаровны продолжила библиотекарь Людмила Рудель, которая восстановила все собранные сведения в 1982 году, сохранив историю села для потомков. Эти бесценные записи, предоставленные Галиной Якоби, и были использованы при подготовке материала.