Бесплатный проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2017 N 1066 утверждены Правила обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Образовательные организации, в которых обучаются дети-сироты и лица, потерявшие родителей, должны обеспечивать им бесплатный проезд до завершения обучения.
Указанные лица ежемесячно обеспечиваются проездным билетом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
По желанию обучающегося расходы, связанные с проездом, могут возмещаться при предъявлении в образовательную организацию проездных документов.
Определены перечень документов, необходимых для установления факта утраты родительского попечения, представляемых в образовательную организацию, а также категории комфортности транспортных средств, при которых проезд подлежит оплате.
Введена новая мера пресечения
18.04.2018 внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, устанавливающие новую меру пресечения для подозреваемых и обвиняемых - запрет определенных действий (Федеральный закон №72-ФЗ).
Запрет определенных действий избирается по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов.
Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.
При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.
Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании данной меры пресечения может возложить следующие запреты (все запреты или отдельные из них):
- выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
- находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
-общаться с определенными лицами;
- использовать средства связи и сеть "Интернет";
- отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
- управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В целях осуществления контроля за соблюдением запретов могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств суд может изменить эту меру пресечения на более строгую. Отдельные указанные запреты могут возлагаться судом на подозреваемого и обвиняемого также при избрании мер пресечения в виде залога и домашнего ареста.
Внесены изменения в Правила проведения технического осмотра транспортных средств
Постановлением Правительства РФ от 12.02.2018 N 148 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств" уточняются требования, предъявляемые при проведении технического осмотра транспортных средств.
Вступают в силу поправки в Правила проведения технического осмотра транспортных средств, которыми, в том числе:
- устанавливается, что не допускаются загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок);
- предусматривается, что при проведении техосмотра транспортные средства теперь должны быть укомплектованы медицинскими аптечками;
- вводится требование, согласно которому изменения в конструкции транспортного средства, внесенные в нарушение требований, установленных разделом 4 главы V технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), не допускаются;
- определена продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий (в том числе специальных транспортных средств оперативных служб, автоэвакуаторов, специализированных транспортных средств, специальных транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог).
Одновременно скорректирована форма диагностической карты.
Усилена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными
В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2017 № 412-ФЗ "О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" усилена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными.
Согласно изменениям, внесенным в статью 245 УК РФ, теперь за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, предусматривается, в числе прочего, лишение свободы на срок до трех лет.
За те же деяния, совершенные: группой лиц; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации (включая сеть "Интернет"); а также в отношении нескольких животных, срок лишения свободы составит уже от трех до пяти лет.
Изменения вступили в действие 31.12.2017.
Подписан Закон, направленный на обеспечение исполнения решений суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ
Федеральным законом от 23.04.2018 № 96-ФЗ внесены изменения в ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В ч. 6 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ внесена поправка, согласно которой в случае признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания неотбытая часть наказания будет заменяться лишением свободы.
Ранее данная норма предусматривала замену принудительных работ лишением свободы только в случае уклонения осужденного от их отбывания. В то же время в Уголовно-исполнительном кодексе РФ в настоящее время содержится норма, согласно которой в отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.
Кроме того, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, дополнен вопросами:
-о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания;
-о заключении под стражу осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.
Также внесенными в статью 398 УПК РФ поправками установлено, что исполнение приговора об осуждении лица к принудительным работам может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из оснований, указанных в данной статье.
Документ начал действовать 04.05.2018 года.
Изменения законодательства об отсрочке исполнения приговора
Статьей 398 УПК РФ предусмотрена возможность отсрочки исполнения обвинительного приговора в отношении беременной женщины, женщины, имеющей малолетних детей, а также мужчины, являющегося единственным родителем, до достижения ребенком возраста четырнадцати лет.
Согласно ранее действовавшей редакции закона, указанной категории осужденных отсрочка не могла быть предоставлена в случае осуждения их за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, а также осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
В целях усиления борьбы с терроризмом Федеральным законом от 19.02.2018 № 31-ФЗ в ст. 398 УПК РФ внесены изменения, согласно которым расширен перечень преступлений, при совершении которых невозможно предоставление отсрочки указанной категории осужденных.
Теперь не смогут рассчитывать на отсрочку осужденные к лишению свободы за терроризм, содействие террористической деятельности, публичные призывы, пропаганду или оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участие в нем, захват заложника, угон воздушного, водного, железнодорожного транспорта, сопряженного с террористическим актом, акты международного терроризма.
Внесены изменения в Федеральный закон № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 384-ФЗ в ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" внесены изменения, согласно которым с 01 января 2018 года подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре при наличии соглашения, в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц).
Перечень государственных услуг, предоставляемых в соответствии с настоящей частью, утверждается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1500 внесены изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, согласно которым с 01 января 2018 года уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности можно представить в любой соответствующий федеральный орган исполнительной власти или МФЦ независимо от места осуществления своей деятельности.
Новые основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом
Федеральным законом от 07.03.2018 N 48-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Появились новые основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом.
Это случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством РФ, а также если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством РФ, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию.
Расширен перечень оснований для проведения в отношении работодателя внеплановой проверки
Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ в ст. 360 Трудового кодекса РФ, регламентирующую порядок организации и проведения проверок работодателей, внесены изменения.
Установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в числе прочего, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Федеральный закон вступил в силу 11 января 2018 года.
Ужесточена административная ответственность за оказание содействия незаконно находящимся на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства
Федеральным законом от 31.12.2017 N 499-ФЗ "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ужесточена ответственность за оказание содействия незаконно находящимся на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Установлено, что предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, повлечет за собой наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
(ранее - на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей).
Усилена ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции
Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции. Установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.
Так, в частности, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также Федеральным законом значительно усилена административная ответственность юридических лиц за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также введена административная ответственность должностных лиц за это правонарушение;
установлена административная ответственность за нарушение порядка учета объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и за нефиксацию информации, касающейся алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ЕГАИС в установленном порядке;
существенно увеличен размер административного штрафа, налагаемого на граждан и должностных лиц, за невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Закон вступил в силу с 30.07.2017.