В центре села Агинского уже без малого 15 лет работает православный храм. Так получилось, что за прошедшие годы здесь сменился уже не один настоятель. И вот сравнительно недавно служить в храм Святителя Николая Чудотворца епископом Канским и Богучанским владыкой Филаретом назначен новый настоятель. Им стал иерей Димитрий Свинтицкий. Сегодня мы беседуем с ним о его пути, о Боге и о том, как вернуться к вере.
— Отец Димитрий, у каждого из нас свой путь к вере. Как пришли к ней вы?
— Промыслом Божиим. Господь сам привел, с моей стороны было только соглашательство на то, что он со мной делал. Моя бабушка была из казачек и очень верующая женщина. Жила она евангельски по домострою. Была прекрасной женой и замечательнейшей бабушкой — очень доброй, любвеобильной. Она готовила очень вкусные наваристые казачьи борщи и любила кормить всю семью. Помню, как она гладила меня по голове и говорила: "Ишь, ишь". Сначала я не знал, что это значит, почему она так делала, но потом увидел фотографию (не знаю, как ее сделали в 30-е годы). На ней запечатлен маленький гробик с ребенком. Дети в то время умирали часто от голода. Бабушка оказалась старшей в семье из детей, для нее кормить кого-то было большое удовольствие. Кормя всю свою семью за круглым столом, она получала от этого какую-то благодать. Каким-то образом в нашей семье оказалась атеистическая книжка с карикатурой на Бога. Однажды увидев картинку, и не поняв ничего, подошел к бабушке и спросил, что это. Она сказала: "Это Бо-оженька". С этого момента и сложилось мое отношение к Богу. И даже неверующие люди зачастую говорили мне очень интересные вещи от Бога, нужно только внимательно слушать. Так потихоньку к вере и шел. Но именно бабушка меня крестила и дала начало понятия любви. И дедушка был очень добрым, сердечным, отзывчивым. Он фронтовик, повидал многое во время войны, но, когда кололи свинью, он не мог этого видеть и уходил. Никогда не отрицала Бога мама, которая всю жизнь проработала учительницей, вела богоугодную жизнь. Даже каким-то чудным образом отец в детстве предложил в разговоре с мамой отдать меня в семинарию. Не ожидал этого от него, поскольку папа был человеком, отстраненным от веры. Все это вместе и привело меня к служению Богу. Повзрослев, пришел в храм Святого благоверного Александра Невского в г. Иланском преподавать рисование. Потом через послушание в храме был поставлен петь на клирос, начал служить в алтаре. А затем промыслом Божиим рукоположен в дьяконы, потом в священники.
— На протяжении многих десятилетий в России разрушались храмы, многие далеко ушли от веры. Как сегодня простому человеку вернуться к ней?
— У Бога все просто — нужно просто вернуться. Сейчас при храме в с. Агинском открыты специальные беседы для взрослых, чтобы они могли что-то уяснить для себя, понять. Они проходят по воскресеньям в 13:00 часов. Эти беседы как раз и должны помочь людям вернуться к Богу. От человека требуется только желание. Господь — есть любовь, а она может быть только добровольной. Поэтому если человек добровольно от всей души захочет прийти к Богу, он придет к нему. Он сам должен возлюбить Господа всем сердцем своим и разумением. Этот путь идет через осознание и четкое понимание того, зачем человек хочет прийти к Богу.
— Если родители ребенка воспитывались атеистами, как им разговаривать со своими детьми и объяснять, для чего нужно посещать церковь?
— Разговаривать с детьми о Боге, если ты сам еще не пришел к нему, не надо. Это можно делать только в том случае, если сам идешь к Богу. Если ребенок сам желает прийти в церковь, нужно просто привести его в храм. Душа человека от рождения христианка, она всегда ищет Бога, поэтому препятствовать этому не следует. Дети — искренние, они ближе к Богу, их душа ведет, а не любопытство.
— Сегодня в школе преподают предмет "Основы религиозных культур и светской этики". По вашему мнению, насколько это необходимо?
— На самом деле, это поверхностное ознакомление с любой культурой, но ни в коем случае не знакомство с верой. "Основы религиозной культуры" не дают человеку в полной мере постичь саму веру. Не могу судить о том, насколько это необходимо. Но могу сказать из личного опыта, что зачастую это не несет сильно добрых плодов. Тем более мы знаем, что предмет нередко преподают люди, далекие от веры. Это сделано лишь для ознакомления людей с мировыми культурами и религиями.
— В каком возрасте, по мнению церкви, нужно крестить ребенка?
— Дело в том, что не каждый ребенок доживает до совершеннолетия. В моем служении произошел печальный случай, когда у мамы годовалый ребенок умер, она пришла в храм с вопросом, что ей делать, можно ли помолиться за ребенка или записочку написать за упокой. К сожалению, вынужден был отказать, так как ребенок некрещеный. Женщина искала утешения, хотела помочь, но возможности такой у нее нет. Молиться она может только дома. Поэтому на вопрос, нужно ли крестить младенца, ответ один — да, нужно. Мы ведь не знаем, что будет завтра. Крестить можно после сорокового дня, когда мама молит об очищении. На ребенке есть первородный грех, который снимается после крещения.
— В прошедшие годы в России появилось много суеверий, традиций, которые далеки от религии и веры…
— Из протестанства в православие проникло неправильное понимание того, что не надо отпевать и молиться о своих усопших. Сейчас это делается очень редко. Бытует мнение, что за усопшего не надо молиться, потому что он здесь заработал, получает там в полной мере и этого достаточно. Это неправильно. Дело в том, что Господь заповедует нам любить друг друга. И не только тех, кто живет на Земле, но и тех, кто ушел в мир иной. Молиться за них надо, это и есть проявление любви. Суеверие же буквально — это вера в суе (суете), когда человек делает лишние движения, которые к Богу его не ведут. Допустим, если дорогу перебежала черная кошка, это никак не повлияет на жизнь. А вот, если человек разгневался на ближнего своего — это грех, и очень сильно скажется на жизни. То есть суеверие — отдаление от веры, уход в суету.
— Есть, например, традиция поминать усопших на третий, девятый, сороковой дни, через полгода со дня упокоения. Насколько это верно с точки зрения церкви?
— Это верно. Но хочу отметить, что поминать усопших надо не только в третий день, девятый, сороковой. Это решающие дни, когда нужно особо молиться за усопших. До третьего дня душа человека пребывает еще на земле, до девятого дня она поднимается на поклонение Богу, до сорокового дня она должна пройти мытарства. Мы должны ей молитвой помогать пройти этот путь. Когда человек молится на Земле за близкого, у души есть маяк, который ведет ее. Не нужно устраивать застолий. На самом деле стол раньше собирался для того, чтобы накормить страждущих.
— Расскажите немного о себе и своей семье?
— Еще раз повторюсь, что я слуга Бога и вся моя семья стремится служить ему. Матушка Марина всячески помогает в служении, оба сына периодически помогают мне в алтаре. Старший уже живет отдельно своей семьей.
— Какие большие православные праздники ожидают нас в октябре?
–8 октября отмечается День памяти преподобного Сергия Радонежского. 9 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 14 октября — великий праздник покрова Пресвятой Богородицы. Он празднуется в основном на Руси и даже в Греции так не почитается. Кстати сказать, славяне непосредственно участвовали в завоевании Греции. И как раз Господь уберег ее. Мы мало об этом говорим, но чудо Божие там увидели. Через это Россия пришла к Богу. 21 октября — память святых отцов седьмого вселенского собора. Они собирались для того, чтобы опровергнуть ереси, появлявшиеся в народе. На них утверждался символ веры, который сейчас поется в храме на каждой литургии, читается каждым утренним правилом. 26 октября — день Иверской иконы Божией матери. Это, кстати, грузинская икона. Ее чудесное обретение произошло, когда икону пустили по водам, и она была найдена. Эта икона сейчас хранится на Афоне в Иверском монастыре.