Государственная дума России на пленарном заседании 9 октября 2018 года приняла законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок
В июле 2017 года президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства выразил обеспокоенность увеличением числа аварий с участием автобусов. Занимавший тогда пост главы Минтранса Максим Соколов сообщил о подготовке законопроекта, который возвращает лицензирование в сфере пассажирских автоперевозок.
Инициатором законопроекта выступило Министерство транспорта РФ. В Минтрансе отметили, что в России начался рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта после того, как обязательное лицензирование автобусных перевозок было отменено в 2011 году.
21 сентября 2018 года руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин призвал принять закон о лицензировании пассажирских перевозок в ускоренном режиме.
Законопроект, упорядочивающий эксплуатацию автобусов и мини-автобусов, принят Госдумой во втором чтении. Получение лицензии станет необязательным только для осуществления автобусных перевозок различными государственными ведомствами (полицией, аварийно-спасательными службами и другими).
В частности, вводится "лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Эта мера не коснется лишь перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ, ФСО, Вооруженных Сил, Росгвардии, Следственного комитета, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Это положение вступит в силу через 120 дней после официального опубликования будущего закона. На получение лицензий отводится 4 месяца со дня вступления в силу указанной нормы.
Кроме того, документом закрепляется понятие "тахограф". Водители, эксплуатирующие транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и числом сидячих мест (помимо сиденья водителя) более восьми, будут обязаны обеспечивать их оснащение тахографами. Это положение начнет действовать через год после официального опубликования.
Предусматривается, что при осуществлении госнадзора в области автотранспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, проводиться не будут.
Эта норма вступит в силу по истечении 120 дней после официального опубликования. Одновременно оговаривается возможность проверок объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом руководства органа госнадзора.