Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, к которым относится в том числе, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя работодателя.
При этом, если представителю работодателя стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего, а также в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов
Непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.
Прокуратура является универсальным органом, призванным осуществлять противодействие коррупции и коррупционным правонарушениям средствами прокурорского реагирования.
В рамках надзорной деятельности прокуратурой района выявлялись факты конфликта интересов на муниципальной службе, в некоммерческой организации. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций близким родственникам.
Так, в ходе проверки выявлен факт трудовых отношений между близкими лицами, при этом один из родственников является прямым (непосредственным) начальником другого, а соответственно имел право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.
Также прокуратурой района выявлялись факты заключения муниципальных контрактов лицами, состоящими в свойстве, имеющими заинтересованность в совершении некоммерческой организацией сделок, влекущих за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.