С 1 января 2019 г. региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне деятельности регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.
Региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами Красноярского края региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне является ООО "Агропромкомплект" (г. Бородино, ул. Маяковского, 29).
Обращаю внимание, что лица, у которых образуются отходы (собственники помещений в многоквартирных домах, частных домовладений) не вправе отказаться от заключения подобных договоров с региональным оператором (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156). При этом фактически не требуется непосредственное подписание указанного договора его сторонами - договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия.
Следует помнить, что к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО не относятся строительные отходы, в частности демонтированное сантехническое оборудование, бой кирпичных/деревянных перекрытий, дверные коробки, оконные блоки и пр. Ртутьсодержащие отходы, такие как энергосберегающие ртутьсодержащие лампы, термометры также не относятся в ТКО.
Также с 1 января 2019 года вступили в силу требования к обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра
В рамках реализации на территории Российской Федерации реформы в сфере обращения с отходами производства и потребления законодателем определены требования к обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В развитие данной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми установлен порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест накопления и требования к его содержанию.
Места накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства муниципальных образований.
Сведения о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов включаются в реестр. Реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, их технических характеристиках, собственниках данных площадок и источниках образования отходов.
В электронном виде реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов размещается на официальном сайте органа местного самоуправления, а при его отсутствии – на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.