Недавно мы писали о том, что труппа народного театра Агинского МДК стала лауреатом на краевом фестивале "Рампа". А сегодня мы разговариваем с режиссером театра Еленой Юшиной
- Елена Алексеевна, если бы вы не были режиссером, то кем?
- Журналистом. В народный театр я сначала пришла как участница, а когда стал нужен режиссер, сделала свой профессиональный выбор. Не хотелось, чтобы без руководителя в тот момент театр прекратил свое существование. Хотя глубоко уважаю работу журналиста и безмерно благодарна нашей редакции за все, чему научилась, за бесценный опыт.
- Откуда пришла эта увлеченность театром?
- В детстве я жила в северном поселке. И однажды туда с концертами приехала преподаватель московской "Щукинки" Ирма Юданова. Она осталась в этом поселке на пять лет, вела литературный кружок, любительский театр и театр пантомимы. То, что судьба меня с ней столкнула - это огромное везение. У нее я постигла тайны искусства художественного слова, и теперь учу детей тому, что читать нужно не с выражением, как принято в школе, а с понятием, со смыслом. С ней серьезно занималась пантомимой, участвовала в постановках сказок. Затем я оказалась в Агинском, куда в 1980 году приехала Людмила Жигадлова. Она заканчивала институт культуры и ставила здесь дипломную работу, спектакль "Святой и грешный" по пьесе Михаила Варфоломеева. В этом спектакле я играла дочь, а спустя тридцать лет, в память и благодарность режиссеру тоже поставила здесь этот спектакль. Только играла в нем уже роль матери.
- Как вы решаете, какую работу ставить?
- В своем выборе опираюсь на зрителя прежде всего. Понимаю, что есть целый ряд легких произведений, которые ставят на многих площадках, но они не несут смысловой нагрузки. В конце спектакля наш зритель спросит: ну и что? И будет прав. Ставим мы обычно близкую, понятную нашему современнику тематику, эпоху. Есть у меня, конечно, мечта – поставить "Ревизора" по Гоголю. Но прекрасно понимаю, что для этого нужны дорогие декорации, костюмы и, конечно, новые актеры. Хотя, все возможно, с приходом в культуру Светланы Якушевой и Ивана Тоцкого я ощущаю такую поддержку народного театра, что хочется реализовать самые грандиозные проекты.
- А зритель кто?
- Основной зритель у нас взрослый, от 30 лет и выше. Стараются к нам прийти семьями, и это правильно. А вообще, зритель у нас свой. Его мы любим, глубоко уважаем, для него играем. Есть в зрительском ряду люди, которые не пропускают ни одной премьеры, обязательно приезжают из самых дальних деревень, мы их очень ценим.
- Как вы считаете, что в народном театре самое сложное?
- Привлечь новых актеров. Актеры нужны всегда. И если я ставлю новую пьесу с действующим составом, но мне не хватает одного человека, я даже могу половину спектакля поставить, но буду продолжать поиски этого человека, и я его обязательно найду. Актеров для новой постановки ищу я и сейчас. В том числе и детей.
- Вы прямо на улице находите актеров?
- По-разному. Бывает, встречаю нужного человека, подхожу, уговариваю очень долго на участие в новой постановке. И когда этот человек в процессе моих уговоров начинает понимать, что либо он шагает за грань своего устоявшегося мировоззрения, образа жизни и меняет коренным образом и свою жизнь, и свое мышление – это счастье! Ведь люди очень зажаты, убедить человека в том, что он, действительно, одарен – сложно. Он боится, что родные не поймут, что соседи смеяться будут. Этот страх больше веры в себя. Ну а в театре у человека расправляются плечи, появляется чувство самодостаточности, уверенность, внутренняя свобода. Он раскрывает в себе то, о чем и не подозревал, и это завораживает. Ну а зрители! Они приходят на спектакль, видят человека, которого много лет знали в совершенно другом образе. У них появляется уважение к этому человеку. Об этом говорят многочисленные отзывы, а мы, актеры, жадные до отзывов!
- Абсолютно любой может быть актером?
- Почти. Все мы играем какую-то роль. Рождаемся – играем роль ребенка, заводим семью - играем роль жены или мужа, дети рождаются – играем роль родителей. И глубочайшее заблуждение говорить, что актер на сцене притворяется. Притворяться можно в цирке. На сцене актер работает над определенной психологической задачей в предполагаемой ситуации. Режиссер актеру ставит задачу: войти в определенный образ. Прожить его. Иначе зритель не поверит. И актер проживает этот образ так же, как проживает свою социальную роль.
- Значит, хорошая мама непременно будет хорошей актрисой?
- Конечно, человек, выполняющий свою социальную роль искренне, будет искренен и на сцене. Хотя, надо учитывать, что у каждого свое амплуа. Своя внутренняя динамика, свои особенности нервной системы. И если одному ближе играть роли человека флегматичного, то я его не поставлю на роль героя – сангвиника. Зачем человека ломать и предлагать ему то, что психологически ему будет тяжело. Моя задача — помочь человеку раскрыться в том образе, в котором ему будет комфортно. Если бы психология не учитывалась, театр не был бы так притягателен.
- Чем занимаются артисты вне стен народного театра?
- Среди нас есть представители правоохранительных органов в отставке, врачи с огромным стажем, педагоги, общественные деятели, экономисты, работники культуры и библиотечной системы. Кого ни возьми — непременно одаренный человек. Обязательно нужно назвать имена наших актеров, они все удивительные, талантливейшие люди. В разных спектаклях – это: Виктор Лавренович, Роман Черноусов, Валерий Якубов, Сергей Николаев, Людмила Лоснякова, Любовь Панферина, Нина Кобяк, Светлана Шутова, Алена Скворцова, Александр Иваненко, Станислав Шиндякин, Константин Борисевич, Жанна Терещук, Светлана Любогащинская, Наталья Печкурова, Елена Гаврилова, Наташа Борисевич, Михаил Кобыльский, Владимир Молев, Астра Семенкова, Екатерина Травнева, Иван Тоцкий, Ирина Зинович и Елена Козлова. Обязательно нужно упомянуть людей, которые делают постановки более эффектными и техничными — Александра Инешина, Алексея Лукьянцева, Андрея Ушакова, Валерия Хрипачева.
- Наш театр – единственный народный в Саянском районе?
- Да. Звание народного дает театру правительство края, это звание закреплено подписью губернатора. И чтобы звания не лишиться, нужно соответствовать определенным критериям. Иначе это будет не театр, а драмкружок, клубное объединение. И нужно ежегодно участвовать в таких фестивалях, как "Рампа", где мы соревнуемся с другими народными театрами, а их по краю очень много. В год мы выдаем по премьере. "Деньги любят тишину" – первый наш спектакль, который стал лауреатом краевого конкурса "Рампа". Лауреатом стали "Прибалтийская кадриль" и "Шутки в глухомани", дипломантом первой степени стала "Мамуля". Огромное значение для нас имеют встречи с членами жюри фестиваля. Их замечания, подсказки, мастер-классы. Поэтому огромную благодарность за наш рост выражаем от всех актеров организатору "Рампы", Светлане Белкиной.
- Как вы думаете, у народного театра есть будущее?
- У народного театра как раз гарантированное будущее. Как начинался театр истоками в народе, так оно и будет всегда