Мы продолжаем публикацию материалов о первых жителях саянской земли.
Камасинская землица в XVIII веке
Единственным материалом для суждения о составе улусов (родов) Камасинской землицы XVIII в. являются неопубликованные записи Миллера. По его словам, "Камашинская землица, к которой относится особая народность камашинцы, живущие в лесах по рекам Кан и Мана, состоит из одиннадцати улусов". Эти одиннадцать улусов делились на две группы, в зависимости от местонахождения, населения и языка. Два улуса располагались на Мане и три на ручье Рыбном (степные камасинцы). Их численность на протяжении XVIII в. неуклонно сокращалась. В 1770 г. насчитывалось 347 камасинцев, в 1784 г. – 303, в 1788 г. – всего 291 человек.
Чем питались
В пищу камасинцы Верхнего Кана до знакомства с русскими питались главным образом мясом диких зверей, а также оленьим молоком и сыром (масло готовить не умели). Из птиц в пищу не употребляли только воронов, сорок и галок. Также питались рыбой. Мясо употребляли в вареном или жареном виде, хотя рыбу могли есть и сырой, предварительно отделив голову.
Они не знали соли, хлеба и муки. Из растительности предпочитали луковицы сараны, лук, черемшу, ягоды (черника, брусника, смородина). Могли питаться и весенней кожицей берез, которая находится под корой. Называли они ее словом "мешке" (губка). Питьевую воду брали из речек и ключей, зимой топили снег.
Чем занимались
Основным занятием была охота на зверя. Миллер пишет, что камасинцы охотились на пушного и мясного зверя при помощи лука и стрел, ловушек они не знали. Луки делали из берёзы и ели, склеивая заготовленные из этих деревьев куски между собой. Внешнюю сторону лука обклеивали сухожилиями лося, разделёнными на волокна, которые приклеивали вдоль рядом друг с другом, для повышения прочности и упругости оружия. Затем лук обклеивали ещё кожицей бересты, отчего он становился гладким. Тетиву делали из лосиной сыромятной кожи, вырезая для этого ремень соответствующего размера. Боевые стрелы назывались "кибир" и "аргиши". В их промысле большую роль играла охотничья собака. В охоте на зверей камасинцы применяли и облавы. Подсобное значение в хозяйстве камасинцев имело рыболовство. Орудием лова служили невод, сеть, морды и остроги. Занимались камасинцы и кузнечеством, сами ковали себе стрелы и ножи.
Передвигались большей частью пешком. Зимой шли на лыжах и тянули за собой маленькие санки, в которых были уложены юрты. Собак не запрягали. Лыжи обивали внизу лосиной шкурой. Из летних средств передвижения у камасинцев Миллер описывает берестяную лодку. Береста сшивалась вместе и по швам промазывалась еловой смолой. Эта береста нашивалась на обручи из черемухи, связанные по форме лодки, и там, где она прошита, также промазывалась смолой.
Жизнь рядом с ледниками
С наступлением весны таежные камасинцы покидали зимние стоянки, располагавшиеся почти на границе тайги, и уходили со своими оленями в Саянские горы, иногда к самым вершинам, рядом с ледниками, так как там мало было мошек, комаров, слепней, оводов. Жили в юртах, спали на нарах, сделанных с трех сторон юрты из бревен, веток и шкур животных. Полки не делали, все было развешано на сучках жердей юрты, в кожаных сумках, плетеных из жил мешках и изделиях из бересты (туясах и чумашиках). Двор для домашних животных не строили (домашними животными считались олень, собака и лошади). Особое место занимал олень, но в отличии от северных народов камасинцам он служил источником молока и движущей силы. На мясо оленя забивали очень редко, так как тайга была богата зверем и птицей. Летом в горах олени питались белым лишаем. После того, как олени уничтожали лишай вокруг стоянки, люди собирали свои пожитки, укладывали их на оленей и отправлялись искать другое, богатое лишаем и травами место. К зиме спускались в более низкие места, располагались по близости ключей и речек поросшими густыми елями и пихтами. Так как снежный покров был высок, олени не могли добраться до пищи, поэтому таежные жители около своего кочевья ежедневно срубали ели, на которых олени находили мох. Когда вблизи юрт не оставалось корма, двое опытных мужчин уходили на лыжах искать новое кочевье. Все остальные, с пожитками отправлялись на следующий день по их следам.
Уклад таежных камасинцев
Жили камасинцы в шалашах, покрытых берестой. Береста варилась полдня в котле, после чего сшивалась сухожилиями косули. Затем кора привязывалась к шестам, причем один кусок выступал немного над другим, чтобы дождь стекал и не мог проникать внутрь. Двери юрты всегда выходили на восток. Постели камасинцы делали из шкур (с голов и лап) косули, сшитых вместе.
Камасинцам не запрещалось иметь более одной жены, но вследствие бедности многоженство не было особо распространено. Сватались мужчины с подарками (табак, сарана, мясо), которые преподносились отцу невесты. Если тот принимал подарки (поел мяса, покурил зажженную трубку), это воспринималось как согласие. Тогда наступал черед договоренности о калыме, который состоял из убитых диких животных: лосей, оленей, косуль, медведей со шкурой и мясом. На свадьбе не было никаких обрядов. Только при встрече с невестой опять преподносились подарки ее отцу. С невестой разрешалось спать до свадьбы, как только состоялось соглашение и уплачена часть калыма. Но если она забеременела, то со свадьбой спешили. Считалось позором, если невеста родит в юрте отца. Свадебный подарок состоял из одежды, бересты для покрытия юрты, котлов и прочей домашней утвари. Из брачных запретов был запрет жениться на мачехе и сестре матери. Не допускались браки двух братьев на двух сестрах. Однако можно было жениться на жене умершего старшего брата.
При рождении ребёнка повивальная бабка и роженица очищались трехкратным перешагиванием через огонь и для еды употребляли отдельную посуду. Во время родов в юрте из мужчин мог находиться только муж роженицы, а из женщин только повивальная бабка, другим же запрещалось быть при этом. Имя младенцу давал кто-нибудь из почтенных старых людей и не раньше чем через день после очищения роженицы огнём. Запрещалось давать имя умершего человека. Иногда ребёнка называли именем животного, которого удавалось убить в первые дни после рождения ребёнка.