Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Присаянье". Главный редактор: Елена Викторовна Шейнмаер. Учредитель: КГАУ "Редакция газеты "Присаянье"

663580, Красноярский край, с. Агинское, ул. Советская, 159
телефон: (8-39142) 21-3-55, 21-1-35, 21-9-01
e-mail: pris24@yandex.ru

О поправках в Конституцию

К вопросу о правомерности процедуры внесения поправок в Конституцию РФ Э.А. Павельева, эксперт Ассоциации "Независимый общественный мониторинг", к.ю.н.

В настоящее время существующий порядок внесения поправок в Конституцию определен Законом РФ о поправке к Конституции РФ. В данном акте устанавливается порядок вступления их в силу. Фактом является то, что по инициативе главы государства вдобавок к сохраняющемуся конституционному порядку внесения поправок (рассмотрение и принятие в обеих палатах Парламента, утверждение региональными парламентами, подписание Президентом) предложена демократическая форма волеизъявления граждан по данному вопросу – общероссийское голосование. Характер такого предложения, показывает следование демократическим принципам, а также нормам международного права. В частности, речь идет о реализации п. 1 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой предусмотрено право каждого принимать участие в управлении государством. Именно итоги волеизъявления граждан станут ключевым фактором, который определит вступление конституционных поправок в силу. Это свидетельствует о демократическом характере предлагаемых преобразований.

Окончательное решение о вступлении в силу поправок в Конституцию принимается только после оглашения результатов общероссийского голосования, что подчеркивает полноценную и ключевую роль демократических институтов и реализацию принципа народовластия в данном процессе. Тем самым происходит институционализация и закрепления практики голосования граждан по важнейшим государственным вопросам в дальнейшем.

Как установлено в Законе о поправках, организатором голосования выступает вся система избирательных комиссий, продемонстрировавшая серьезный шаг на пути совершенствования избирательного законодательства и процесса. Сегодня можно смело заявить о том, что таким образом созданы условия для наиболее открытой, прозрачной и законной реализации электоральных процессов в стране на всех уровнях. Использование положительного и прогрессивного опыта избирательной системы позволяет обеспечить максимальную легитимность процесса, отразить реальную волю гражданского общества.

Важным шагом в демократизации процесса является участие различных институтов и структур гражданского общества, именно это подчеркивает открытость процедуры голосования. Институт общественного наблюдения в ходе данной кампании становится важнейшим инструментом легитимации результата волеизъявления россиян. Практический опыт участия общественных наблюдателей в контроле и мониторинге за соблюдением прав граждан позволит минимизировать возможность посягательств на демократические принципы и свободы граждан. Положения вышеназванного закона позволяют осуществлять общественный контроль весь период с начала подготовки голосования до момента определения результатов.

Широкое профессиональное обсуждение, инициирование и выработка общественностью предложений по содержанию поправок к Конституции, а также факт непосредственного включения значительной части этих предлагаемых изменений в законопроект, свидетельствуют в свою очередь о потребности гражданского общества в выражении своей позиции по вопросам государственного строительства. Одним из ключевых нововведений становится вызванная политической целесообразностью перераспределения функций и ответственности между ветвями власти, в частности, расширение полномочий парламента, что также доказывает транспарентность, динамичность системы, способность ее к саморегуляции и реагированию на вызовы времени.

Говоря о международном опыте, стоит отметить, что подобные формы плебисцита проводятся также в других странах, являются трендом времени и свидетельством высокой политической культуры власти и общества.

Выбор формы преобразования основного закона зависит от множества факторов. Любые утверждения о наличии неких универсальных правовых стандартов в данном случае подразумевают откровенное лукавство. Так, принято считать, что в идеале изменение Конституции предполагает, с точки зрения норм международного права, обязательное проведение референдума. Однако в Конституции США, например, институт конституционного референдума отсутствует в принципе. Поправки в Конституцию Соединенных Штатов может вносить либо Конгресс (при условии ратификации на уровне штатов), либо Национальный Конвент. Однако при этом данный Конвент никогда не созывался, и в национальном законодательстве США отсутствуют нормы, регламентирующие его проведение. В свете этого становится очевидно, что любые попытки оценить процедуру внесения поправок в Конституции РФ с позиции неких "общепринятых норм и стандартов" представляют собой фикцию.

Автор: _

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 647

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика