В 1999 году Сергей Даценко был назначен на должность заместителя директора по учебно- воспитательной работе в Межовской СОШ. Сегодня он исполняет обязанности директора школы. Той же самой школы, которая много лет назад дала ему первые жизненные уроки.
Сергей Васильевич, сколько детей обучается сегодня в школе?
На сегодняшний день образовательную услугу получает 88 детей, включая дошкольную группу, в которой числится 23 ребенка. Обучаются в школе дети из села Межово, деревни Калиновка и даже есть ученица, которая проживает в поселке Саянский. Выпускники наши каждый год поступают в вузы, подтверждают при поступлении оценки ЕГЭ и, в целом, у нас неплохие показатели по успеваемости.
Сколько лет Межовской школе?
Этому зданию 48 лет. В 2003 году реконструировали здание детского сада, и в него мы перевели начальную школу, а также дошкольную группу. Потом нам пристроили большой спортивный зал, один из крупнейших в районе. В прошлом году наконец-то отремонтировали крышу, в этом году поставили окна, теперь в школьных стенах тепло и безопасно.
Какие-то школьные потребности остались не закрытыми?
Конечно, нам нужны пандусы. Потому что в школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. И существует у нас проблема нагрузки педагогического состава. Учителей не хватает, мы увеличили нагрузку практически всем своим педагогам, привозим учителей и с других школ. Мы обязаны предоставлять качественную образовательную услугу по всем предметам. Но осталась потребность в учителях начальных классов, химии, иностранных языков. И выкручиваемся, как можем. Иностранные языки у нас ведет педагог с отличным базовым образованием, но ей уже 70 лет и мы благодарны ей очень, за то, что она работает, ведет уроки. Она нам очень нужна. Возможно, к нам бы приехали молодые педагоги, только школа ничего не может им предоставить в плане жилья. Наши собственные выпускники получают образование в педагогических колледжах и училищах, но обратно почти никто не возвращается по вышеуказанной причине.
Есть школы гуманитарные, есть математические, а у Межовской СОШ есть своя изюминка?
У нас на территории расположен корт, который принадлежит спортивной школе, но и мы проводим на нем занятия. А если честно, в Межово все играют в хоккей. Плотно взаимодействуют наш учитель физкультуры и тренер спортивной школы. Сергей Васильев, который занимается физической подготовкой школьников, играет в команде сельской молодежи, которая много раз становилась победителем краевого кубка. Тем самым он подает пример ребятам. Поэтому мальчишки наши уважают хоккей, а девочки за них болеют и посещают спортивные секции по волейболу и баскетболу.
Какие-то новшества появятся в школе в ближайшем будущем?
В этом году мы победили в краевом конкурсе, который уже несколько лет проводит институт повышения квалификации. Теперь мы разрабатываем программу повышения качества образования, подготавливаем проекты, направленные на различные школьные проблемы. Например, мы планируем поменять школьный уклад – будем привлекать к управлению школой учеников и их родителей, для чего создаем управляющий совет. Еще нам выдали некоторые технические средства: ноутбуки, интересные конструкторы, которые мы планируем применять на уроках и которые развивают логическое, пространственное мышление. Также мы работаем над повышением читательской и математической грамотности.
Современным детям трудно дается чтение?
Современным детям сложно извлекать нужную информацию из текста. Они же все мало читают, у них совершенно другое восприятие. Тем не менее, существует множество педагогических приемов, которые помогают не читающему ребенку научиться читать. Например, методика критического мышления, когда ученик не просто читает, но и выносит к тексту свои вопросы, которые разбирает потом с учителем.
А с математикой у нас какая проблема?
Проблема в том, что ученик приходит, например, на урок географии и не может сложить элементарные вещи. Потому что считают, по его представлению, только на математике. А сложение и вычитание необходимы в любой ситуации, а не только там, где есть числа или деньги. Математическая грамотность формируется не только на математике, задачи решаются и на физике, и на химии, на любом предмете.
Сельская школа становится более модернизированной?
Да. В рамках проекта нас еще подключают к платформе мобильного обучения. Платформа содержит дополнительные материалы по предметам. Программа платная, но так как мы победили в конкурсе, то год будем ею пользоваться бесплатно. Благо, и интернет в селе подключают высокоскоростной, надеемся с октября уже начать им пользоваться.
Как школа пережила пандемию?
Сложно было потому, что произошло все в одночасье. Заканчивается третья четверть, и тут говорят: всё, завтра в школе учеников быть не должно. Не было времени подготовиться к данной ситуации. Мы договорились с учителями о способах взаимодействия с родителями и детьми, задействовали платформы. Видео-звонки мы внедрить не могли, качество интернета нам не позволяло. В онлайн-программах ранее не работали. Технические средства для онлайн-обучения были не у всех детей, в пяти семьях была проблема с этим серьезная, мы подавали заявки на оказание им помощи... Тем не менее, справились. Создали вконтакте группы для каждого класса, разработали маршрутные листы с ссылками, выдавали задания, находились постоянно на связи, консультировали детей. Вели все предметы.
И вот начался новый учебный год, дети пошли в школу, ситуация с пандемией снова продиктовала свои условия. У вас получается их соблюдать?
Детей сложно ограничивать в движении, общении. Спасибо, что предписали не исключить контакты между детьми, а минимизировать их. Детей у нас немного, да и по двум зданиям они разведены, так что мы справляемся. Разграничили перемены, во время которых школьники питаются. Их теперь не две, а три. В начальной школе организовали еще один вход, второй гардероб.
Родителей в школу вызываете?
Конечно. И детей приглашаю в кабинет на беседу, куда без этого. Представляете, дети пять месяцев не учились, они, порой, не могут понять — куда попали. Очень сложно вернуть порядок, войти в рабочий режим, и график. Как детям, так и родителям. Ничего страшного, войдем.