Для небольшого поселка школа – не просто учреждение образования, а гораздо больше. О том, чем живет сегодня средняя общеобразовательная школа п. Орье, с какими проблемами приходится сталкиваться ее коллективу и ученикам, нам рассказала ее завуч Елена Кузнецова.
Развитие по всем направлениям
В настоящее время в школе обучается 38 детей, из них всего трое – первоклассники. Последние годы наблюдается уменьшение количества учащихся, и такая тенденция, учитывая демографическую ситуацию в Орьевском сельсовете, продолжится в дальнейшем. Но пока дети в поселках Орье и Кан-Оклер есть, для них будет работать школа.
Для школы актуальна кадровая проблема, но ее решают с помощью приезжающих учителей из других школ района. Таких в штате уже достаточно много. Но появляются и местные молодые специалисты. Так, нынче приступила к работе преподаватель обществознания. Таким образом, штат удалось полностью укомплектовать, но при этом нагрузка, особенно на приезжающих педагогов, высокая.
Тем не менее, дети получают все необходимые знания в полном объеме. О качестве образовательного процесса может говорить тот факт, что достаточно большой процент выпускников школы поступает в высшие учебные заведения. Помимо изучения основных предметов, дети участвуют в проектной и научно-практической деятельности, а также во всевозможных районных мероприятиях, таких как Курчатовские чтения, "Территория-2020" и т. д. Орьевская школа – пример того, как можно в отдаленном поселке поставить образовательный процесс, соответствующий всем современным требованиям. При этом сделать это качественно.
В школе также активно развивается дополнительное образование. Работают различные секции: шахматы, лыжи, настольный теннис, технология создания видеороликов, внеурочная деятельность. Дети заняты не только во время учебного процесса, но и после уроков, проводят в школе почти весь день. Это важно, ведь в поселке почти нет других возможностей организации детского досуга.
Орьевская школа участвует в Юнармейском движении и Российском движении школьников. Работают дети и в Трудовых отрядах старшеклассников. Их руками нынче обустроена остановка в п. Орье, для чего создавался и успешно был реализован целый проект. Развито волонтерское движение, чему особенно рады местные бабушки и дедушки.
В сотрудничестве с районным Центром детского творчества развивается программа "Свое дело". По этой программе последние 4 года учащиеся школы со своими проектами занимают первые места в районе и даже выходили с ними на краевой уровень.
Плюсы и минусы удаленности
Из-за малого количества учащихся у школы есть свои особенности в организации учебного процесса. Так, в 10-м классе учится всего 1 ребенок. Ему приходится учиться, не имея конкуренции, следовательно, его сложно стимулировать. К тому же, одному быть в классе всегда скучно. Педагогам приходится приспосабливаться к таким условиям.
Еще одной особенностью школы является географическое местоположение п. Орье – одного из самых удаленных населенных пунктов района. Чтобы выехать на какое-то районное мероприятие, соревнования или экзамены, нужно поднимать детей "ни свет ни заря". А если мероприятия за пределами района, то и того раньше.
Само здание школы отслужило верой и правдой уже 40 лет. Конечно, деревянное строение уже требует внимания. Где-то приходится подлатывать, ремонтировать. Окна частично заменены на пластиковые, но там, где они деревянные, рассохшиеся рамы пропускают холод. Но коллектив поддерживает здание в работоспособном состоянии, как может.
Елена Петровна считает, что школа является важнейшим фактором существования всего поселка Орье. "Не будет школы – умрет и поселок. Оставшимся молодым семьям придется уехать, а это конец. А ведь при школе еще действует и группа кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, частично заменяющая детский сад. Посещают ее 6 человек".
Как и все школы района, весной Орьевская СОШ переходила на дистанционное обучение. Интернет не так давно в поселке появился, но вот компьютеры есть еще далеко не у всех его жителей. Можно, конечно, пользоваться смартфоном, но это слишком неудобно. Из положения вышли следующим образом: в школе работал приемный пункт в фойе. Каждый преподаватель готовил свою отдельную папку для каждого ученика, оставляя ему задание. Родитель мог прийти и забрать эту папку, затем после выполнения заданий принести их опять же в приемную. Ближе к летним каникулам ситуация выровнялась: родители в спешном порядке стали приобретать ноутбуки и компьютеры, подключаться к интернету.
Учителя школы мечтают о том, чтобы переход на дистанционное обучение больше не повторился. Для них проще соблюдать все профилактические меры и учить детей воочию, чем удаленно. Тем более, как показал опыт, конкретно для п. Орье переход на дистанционное обучение был лишним: здесь даже не вводился режим самоизоляции, заболевших не было. В этом случае удаленность от районного центра стала плюсом. Тем не менее теперь у коллектива школы есть отработанная схема действий в подобной ситуации. Ведь пандемия никуда не делась и ее течение спрогнозировать сложно.
В целом Орьевская школа как и по учебной части, так и по дополнительному образованию имеет достаточно высокие показатели. Это говорит, прежде всего, о профессионализме коллектива и его особом подходе к обучению детей, в процесс которого они вкладывают не только знания, но и душу.