В помещении Тинского сельского Дома культуры развернулась настоящая музейная экспозиция: льняные предметы домашнего обихода, сувениры, одежда, даже ростовые куклы. А теперь там появились и деревянные подставки с валиками, на которые наколоты цветными булавками ниточки с коклюшками. За этими валиками сидят и создают красоту рукотворную простые деревенские женщины.
От идеи к проекту
"Мы за старину. Потому что все новое – это хорошо забытое старое, – уверяет Ирина Коровина, директор Тинского Дома культуры и руководитель проекта "Магия льна". – В моей памяти с детства сохранилась картинка, на которой мастерицы под легкий перестук деревянных палочек плетут воздушные кружева". Оживить эту картинку помог всероссийский конкурс "Малая культурная мозаика" – детище благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Он дал шанс инициативным рукодельницам из простой сибирской деревни попробовать свои силы в необычном русле. О фонде Тимченко жители Саянского района узнали благодаря музею под открытым небом в поселке Тугач "Совершенно секретно – Тугачинский КрасЛаг". Но самобытность нашей территории не ограничивается темой памяти и репрессий, теперь у района появился шанс открыть новые свои грани. Победа в региональном конкурсе "Малая культурная мозаика" позволила получить небольшую, но очень нужную материальную поддержку для реализации социокультурных проектов. Например, проект восстановления прикладных искусств казачества, представители которого проживают в деревне Тинской. Мастериц объединил лен. Когда-то он здесь и выращивался и продавался. Лен ценился как хлеб, его обрабатывали, из него шили, им ткали и вышивали. Про него забыли. Участницы творческого объединения "Магия льна" приняли решение вернуться к истокам – к настоящему, к живому. Это решение сплотило пять человек. Немного, но даже капля может породить целое озеро.
И шляпки, и веера, и кардиганы
"А давайте работать с коклюшками!" – предложила Галина Марьясова, руководитель любительских объединений в Тинском СДК. Предложение прозвучало необычно, но заманчиво. Задумались. Ведь и правда, давным-давно плели казачки кружева, и тонкая льняная нить кружилась, оставляя за собой изящный обережный узор. В общем, идею поддержали. Купили в городе и нитки, и коклюшки. Своими силами сшили валики, набили их опилками и сеном. Смастерили подставки под валики. Пересмотрели огромное количество видео роликов с мастер-классами. Самостоятельно освоили основы плетения, попробовали все, что смогли попробовать, и уже готовы заряжать магией коклюшек и других людей. Что напрямую соответствует идее проекта "Малая культурная мозаика": вовлечение местных жителей в социокультурные преобразования на своих территориях. Мастерицы уверены, что кружевная красота, захватившая их сердца, покорит и покупателей. "Мы планируем уже через год поставлять на рынок свою красивую, качественную, самобытную продукцию, – рассказывает Ирина Коровина. – Может и до кардиганов к тому времени дойдем, кто знает? А пока оттачиваем мастерство, стремимся прийти к такому результату, чтобы плоды нашего творчества захотелось приобрести. Посмотрите, ведь можно кружевом и сумочку обтянуть, и золотую нить вплести, и бусины, и мех. А шляпки какие кружевные можно делать, а веера, а зонтики!"
И для здоровья полезно
Под мелодичное постукивание почти невесомых палочек, под протяжную песню рождаются невесомые ажурные полотна. Вроде легко, но работа кропотливая, филигранная. И захватывает порой так, что незаметно и ночь за ней проходит. Есть еще одна польза у коклюшкоплетения – развитие мелкой моторики. "Работает и мозг, и руки, причем сразу обе, значит через мелкую моторику балансируется работа обоих полушарий головного мозга. И память может восстановиться", – делится соображениями Ирина Коровина.
Для души хорошо
В наш механизированный век возрождение ручной работы кажется старомодным, ненужным занятием. Кружева давно плетут машины – получаются прочные, безукоризненные изделия. Но наши мастерицы категорически с этим не согласны. "Это кружево – наше детище, мы его прочувствовали, мы в него душу вложили. Вот Таня сплела цветок и показывает нам. Думаешь – никогда такое не сделаю. А у самой уже азарт просыпается, руки тянутся к коклюшкам, и вот он – получается цветок. От того, что у тебя получилось, что планка взята – огромное получаешь удовольствие. Коклюшечное плетение отличается от вязания крючком – там одни и те же повороты, петли, следование единой схеме. А здесь и нить воздушнее, и в процессе плетения можно менять манеру на свое усмотрение. Нитка уходит в бок, а ты думаешь – может работа этого сама хочет, может так и задумано изначально. Ниточка-то живая", – рассказывают мастерицы.
Ниточка за ниточкой
Вологодское, киришеское, вятское, галицкое, рязанское, елецкое кружево – школ существует много. Тинские мастерицы, как настоящие импровизаторы, решили пойти своим путем: освоить хорошенько основные способы коклюшечного кружева, взять от каждого что-то свое и выйти таким образом на индивидуальную работу. При многообразии школ в кружевоплетении нет шаблонов, главное – фантазия мастерицы, чувство красоты. Остановились пока на вологодской школе с однотонным плетением. Одним цветом на начальном этапе работать проще. В работе одна мастерица может использовать до сотни коклюшек. Этих певучих палочек всегда не хватает. Поэтому просят мастерицы коклюшки, ищут их, мечтают принять и в дар. Обещают отплатить кружевами или добрым словом. А еще участницы объединения мечтают встретиться с людьми, которые научились плести не по видеоурокам, а несут в себе искру преемственности. Когда ремесло передается от человека к человеку, из рук в руки. Такая живая передача очень ценна. И судя по тому, как мастерицы загорелись коклюшкоплетением, они найдут таких людей.