Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Присаянье". Главный редактор: Елена Викторовна Шейнмаер. Учредитель: КГАУ "Редакция газеты "Присаянье"

663580, Красноярский край, с. Агинское, ул. Советская, 159
телефон: (8-39142) 21-3-55, 21-1-35, 21-9-01
e-mail: pris24@yandex.ru

Кукольный дом

Жительница села Унер Ирина Латыпова много лет реставрирует и коллекционирует советские куклы, ей удалось собрать несколько сотен экземпляров в свой домашний музей

Все началось с разговора с Валентиной Воробьевой, руководителем Унерской ЦКС. "А вы зайдите в Ирине Латыповой, – предложила она. – Прекрасно шьет, замечательная мастерица! А еще она собирает кукол, реставрирует их, задумывает для своих подопечных целые коллекции одежды. Кукол ей присылают со всей страны, и ко всем она относится бережно и трепетно".

Бесконечный интерес

"У нас в детстве было много кукол, мама меня ими буквально задаривала, хоть я особо и не просила. Мне нравилось их наряжать, обшивать. Если в руки попадала разобранная кукла, я старалась ее починить. Никто меня этому не учил, все само приходило", – рассказывает Ирина Латыпова. Куклами женщина занимается практически всю жизнь. И сама этому удивляется: "Если меня что заинтересовало, то я обязательно научусь этому делу до самой высшей планки, до идеала. А потом все, забываю про это дело. А вот к куклам охладеть все никак не могу, это какой-то бесконечный интерес".

У вас такое было, чтоб вы вспомнили неожиданно одну из своих детских игрушек и захотели найти ее, хотя бы в интернете? Теперь представьте, что может испытывать человек, который всю жизнь ищет определенную куклу, и находит ее, и даже восстанавливает. "Смотрите – вот эта кукла моя ровесница, – рассказывает Ирина. – Она абсолютная копия моей двоюродной сестры, сколько себя помню, столько мечтала такую куклу найти. И у меня получилось! Восстановила, собрала, уже и паричок приготовила, губки ей нарисую – будет красавица".

Кукольная история

Одежду шьет сама, из винтажной ткани, иногда из платочков ситцевых. Главное, чтобы в наряде дух эпохи чувствовался. Скорее всего, секрет этой коллекции таится в кукольных нарядах. "Очень нравится тот ритм, в котором мы работали в клубе. За полдня могли придумать костюм для выступления, образ. Группу за неделю обшивали! Куклы тоже театр, только другой…", – делится воспоминанием мастерица и продолжает демонстрировать свою коллекцию. – Это московские куклы, они белые, потому что пластмасса была такая. Большая кукла, что у дверей стоит – кировская, ей лет 15 всего, она уже снята с производства. Это кукла фабрики "Огонек", это ранняя Нина, донецкая Наташа". Простым людям может и непонятно, как по выцветшему, а то и разломанному кукольному лицу можно сходу определить место и время изготовления, а также серийное имя. Это нам кажется, что все старые куклы на одно лицо. Одни и те же глазки, носики, пухлые губки и щечки. Ирина же уверена, что одинаковых кукол, как и людей, не бывает.

Откуда берутся Зины?

Экспонаты для своей коллекции женщина находит на специализированных форумах, интернет-аукционах, в группах ценителей советской игрушки в социальных сетях и, конечно же, на блошиных рынках. Увлечение это затратное. Делятся с женщиной, зная ее интерес и умения, земляки. "Года два назад наш глава сельсовета подарил на день рождения целый пакет старых кукол, и очень меня этот подарок обрадовал!" – радостно вспоминает мастерица. От помощи людей она не отказывается, особенно если винтажную ткань для кукольной одежды приходится буквально "добывать". Однажды ей понадобился для кукол-северянок оранжевый плюш, такой много лет назад производил Красноярский шелковый комбинат. Купить эту ткань невозможно, и женщина бросила клич. Односельчане откликнулись и поделились с Ириной уцелевшими кусочками.

Музей

Изобилие нарядных кукол сразу вдохновляет на вопрос о музее. Ирина рассказывает, что частенько делала выставки, когда работала в клубе. В том числе и небольшие выездные, кода брала часть кукол с собой на гастроли. "Куклы много со мной поездили", – улыбается женщина. Появляется ее коллекция и на праздничных мероприятиях, проводимых в Саянском районе. Правда, как утверждает женщина, от таких выставок неприятностей больше, чем пользы. "Не умеют сегодня люди ходить на выставки, у них потребительское отношение к таким вещам. На одном празднике двум куклам глаза выдрали, на другом украли дорогой экземпляр. Или случай был, делали экспозицию с крестьянским бытом. И там в зыбке лежала одна из моих кукол. Мальчишка подошел, ткнул кукле в лицо, палец ушел прямо в голову. А мальчик развернулся и спокойно прочь пошел. Откуда такое отношение? Из семьи, конечно. А был у меня конь на колесиках старый. Раритетный, шикарный конь. И прямо на выставке наблюдаю такую картину: мальчишка лет одиннадцати со всего маха седлает этого коня. У коня прямо ноги вывалились от такого веса, сломался он. Ничего страшного, мальчик хохочет, мама его фотографирует и тоже хохочет, извиняться никто и не планирует. Если честно, я не хочу больше кукол своих терять. Хотя, если бы мне дали помещение под музей детской игрушки, я бы этим занялась, экспонатов то хватает", – делится переживаниями коллекционер.

Как оживить куклу

Чтобы достоверно восстановить куклу, нужно быть немного историком, немного швеей, немного химиком. Порой, куклы прибывают в дом Ирины в критическом состоянии, когда шансов на восстановление практически нет. Руки и ноги выломаны, частично отсутствуют. Лицо разбито или смято, всюду пятна от чернил, фломастеров, лака для ногтей. Пластмасса выгорела, резиновые детали покрылись чернотой. Где-то на пятке трещина, где-то волосы выдраны. И когда уже смотришь на результат реставрации – удивляешься. Новенькая кукла, блестящая, в хрустящей от чистоты одежде просится в руки. А между этими двумя моментами долгие дни, наполненные чисткой и заменой глаз, подкраской, шлифовкой, перепайкой лица, перетяжкой, перепрошивкой. Мастерица выравнивает паяльником разбитые лица, шлифует шрамы, шпаклюет, красит. И, конечно же, одевает. Для чего? "Смысл коллекции не в том, чтобы восстановленных кукол потом продавать или меняться. Мне, например, интересно ее восстановить, чтобы потом она вся новенькая и чистенькая вдохновила меня на создание наряда, образа. А собранную и перепаяную куклу редко кто возьмет себе, здесь в другом ценность".

Кукольная мистика

Бытует мнение, что у старых кукол особая энергетика. Ирина делится историей про фарфоровых кукол (с которых и началась ее кукольная коллекция): "Младший сын попросил убрать с полки одну куклу. Говорил, что не может при ней уснуть. У той куклы и правда взгляд какой-то... недобрый. Мне ее постоянно приходилось куда-то отворачивать, чтобы смотрела не на людей, а на стенку или вниз. А кукла очень даже красивая, избавляться от нее жалко. Хотя, порой попадаются и пластмассовые такие... что держать в руках не хочется. Я их быстренько восстанавливаю и убираю куда-нибудь подальше, или меняю. А бывают куклы, с которыми сразу не хочется расставаться. Была такая у меня – некрасивая вроде, но очень хочется ее прижать к себе, до того милая. Так я ее паяла прямо бегом, чтобы быстрее восстановить", – поясняет Ирина.

Автор: Елена Засимова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1604

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика