Эксперты рабочей группы общероссийского народного фронта (ОНФ) "Образование и культура как основы национальной идентичности" предлагают ввести на определенный срок мораторий на проверки в школах, к которым у комиссий нет замечаний.
За полтора года, прошедшие со времени президентского поручения об оптимизации отчетности образовательных организаций, школьная бюрократия не только не ослабила давление на учителей, но и укрепила свои позиции. Отчетов по запросам различных ведомств стало больше, а времени на работу с детьми – меньше, признаются педагоги. Это стало возможным из-за отсутствия системного подхода к выполнению поручения президента, когда нововведения оборачиваются наращиванием отчетности, считают эксперты рабочей группы ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности".
Красноярское региональное отделение ОНФ рекомендовало Министерству образования Красноярского края создать межведомственную комиссию по разработке и согласованию плана комплексных проверок образовательных организаций. "Следует максимально сократить бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации, а также количество проверок в целом. Частота проверок как плановых, так и внеплановых, очень велика. Необходимо проанализировать весь поток запросов и требуемых отчетов на предмет целесообразности", - подчеркнула сопредседатель регионального отделения ОНФ Наталья Грушевская.
Эксперты утверждают, что сегодня бюрократическая нагрузка обходит в жалобах педагогов даже такой болезненный вопрос, как недостаточный рост зарплаты. Это значит, что проблема вышла за критическую черту. В связи с этим эксперты рабочей группы ОНФ предлагают ввести на определенный срок мораторий на проверки в школах, к которым у комиссий нет замечаний, разработать регламенты запросов и проверок школ органами, не имеющими отношения к системе образования (в отдельных регионах такая работа ведется, что позволяет сократить контрольно-надзорную нагрузку на школы на 50–60%). Также они считают нужным обеспечить запрет на запрос информации, находящейся в открытом доступе, и подготовить актуализированные правила архивации электронных документов.
По данным комитета Госдумы по образованию, в год общеобразовательные организации готовят до 300 отчетов, около 80% которых пишут сами учителя. Этот массив, по данным Минобрнауки, составляет 60% школьного документооборота. По итогам форума ОНФ "Качественное образование во имя страны", состоявшегося в октябре 2014 г. в Пензе, президент РФ Владимир Путин поручил принять меры по оптимизации системы отчетности в сфере образования.