Георгий Кузьмин родился 21 апреля 1913 года в селе Нагорном Саянского района. Окончил 7 классов, а в 1932 году - Вольскую военную школу авиационных техников, куда был направлен по комсомольской путёвке. Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол.
Мечтая стать лётчиком, Кузьмин добился зачисления в Kaчинскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1940 году. После этого лейтенант Кузьмин был направлен для прохождения дальнейшей службы в один из авиационных полков.
С началом Великой Отечественной войны командир звена старший лейтенант Георгий Кузьмин был переведён на Западный фронт, в 161-й истребительный авиаполк 11-й смешанной авиационной дивизии. Лётчики этого соединения, которым командовал дважды Герой Советского Союза Кравченко, взаимодействуя с сухопутными войсками, сдерживали натиск превосходящих сил противника на очень важном - западнее Витебска - участке западной границы.
Георгий встретил войну не новичком - с орденом Красного Знамени, полученным за отвагу в небе Монголии. Поэтому свою первую воздушную победу он одержал уже на 5 день войны, 27 июня 1941 года. Тогда на истребителе И-153 в 7-м боевом вылете в паре с ведомым он сбил бомбардировщик Ju-88 около Лепеля. Возвращаясь на свой аэродром, лётчики обнаружили ещё один Ju-88. После нескольких безуспешных атак, когда все боеприпасы иссякли, Кузьмин таранным ударом уничтожил вражеский самолёт. Его истребитель был тяжело поврежден, но Георгию удалось посадить "Чайку" в поле. Вечером командир полка и другие лётчики поздравили Кузьмина. За один вылет сбить 2 "Юнкерса", остаться в живых после тарана и сберечь машину - такого в те дни ещё не знали не только в их части, но и на всём Западном фронте.
В тех боях на дальних и ближних подступах к Москве 28-летнего Кузьмина в полку величали "дедом" - за молчаливость и сдержанность, за солидный боевой счёт и завидное лётное мастерство. Приписывали особой удаче то, что из сумятицы воздушных схваток он выходил целым и невредимым. А причина была иная - он искусно маневрировал в "мёртвой зоне" вражеских стрелков. Упорно отрабатывал свои излюбленные приёмы: действовать молниеносно, нападать с высоты, с задней полусферы, открывать огонь только с короткой дистанции, наверняка.
Затем 161-й авиаполк перебросили в Брянскую область. 19 ноября 1941 года лётчики взлетели на перехват девяти Ju-88. Два немецких самолёта были сбиты Кузьминым, прежде чем в его машину попал зенитный снаряд. Истребитель охватило пламя. На мгновение Георгий потерял сознание, но быстро очнулся и сумел посадить самолёт на заснеженное поле. Едва успел отползти подальше к лесу, как самолёт взорвался.
Встать и идти он не мог, как ни пытался. Тогда, собрав последние силы, он стал ползти. Полз долго, увязая в глубоком снегу, до тех пор, пока его не подобрали местные жители. Они спрятали его в одном из домов деревушки, выходили. Георгий решил пробираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими солдатами и помещён в лагерь для военнопленных.
Но и там Кузьмин не смирился со своим положением. Через некоторое время, убив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда же попал в одну из наших строевых частей, его сразу направили в госпиталь залечивать гноящиеся на ногах раны. Там он пробыл почти 3 месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и часть ступни правой, и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Но Георгий не согласился с этим заключением. Начались долгие тренировки и борьба за право вернуться в авиацию...
И он добился своего: в конце концов, ему разрешили, правда, со всевозможными оговорками, вернуться в истребительную авиацию. Каких усилий это ему стоило, можно только гадать. Помогло то, что и раньше он не был баловнем судьбы. В 7 лет остался без отца. По части "тягот и лишений" воинской службы тоже не был обделён. Суровое спартанское воспитание получил в Качинской школе военлётов: между подъёмом и отбоем - до отказа заполненный занятиями и тренировками день. С детства был прокалён сибирскими морозами, а потом - знойными степями Монголии.
В марте 1942 года, в самые тяжелые годы войны, Кузьмин был направлен в 239-й авиаполк (Калининский фронт), командиром эскадрильи. После основательной тренировки во всех элементах полёта на новой машине Ла-5 Георгий начал летать. Уже в мае водил эскадрилью в бой. Так вместе с полком он дошёл до Сталинграда, где во всём блеске развернулся его талант истребителя. Именно там капитан Кузьмин провёл несколько исключительно эффектных и результативных боёв.
Большим успехом стал для Кузьмина бой над Волгой 22 сентября, когда группа Ла-5 под его командованием сбила 5 пикировщиков Ju-87, из них - два на его личном счету.
Спустя 11 дней, 2 октября 1942 года, Георгий одержал ещё 2 победы, когда его эскадрилья встретила группу из 15-ти Ju-87 около Maмаева кургана, 6 из них были сбиты. К несчастью, машина Кузьмина была повреждена огнём стрелков, а сам он ранен в живот. Ему удалось благополучно совершить вынужденную посадку. Он вернулся в полк и несколько дней спустя произошёл бой, о котором потом много ходило рассказов в полку и далеко за его пределами.
...Пара вражеских самолётов внезапно атаковала аэродром полка. Взлетев под огнём противника, Кузьмин в напряжённой схватке сбил одну из вражеских машин. Её пилотом оказался Обер - лейтенант Ганс Шульцер, выпускник школы высшего пилотажа в Берлине, кавалер Железного Креста с Дубовыми листьями, - знака, которым в Германии награждались лётчики, сбившие не менее 100 самолётов противника. На шее у него висел амулет с прядью от пеньковой веревки, срезанной с одной из виселиц. Этот амулет должен был хранить немецкого аса от всяческих бед...
Кузьмина знали в то время уже многие, и велика была его популярность. Причём знали не только рядовые лётчики и командиры подразделений. Знал даже командующий 8-й Воздушной армией генерал Хрюкин, знал и ценил. Именно поэтому 19 ноября 1942 года по его личному заданию в условиях ограниченной видимости Кузьмин провёл важную разведку в районе Котельникова, где ему удалось обнаружить место сосредоточения войск противника...
Очередные 2 победы были одержаны им 22 января 1943 года, когда при патрулировании в районе Ростова-на-Дону пятёрка истребителей под его командованием уничтожила 6 вражеских машин. В сводке Совинформбюро от 29 января 1943 года сообщалось:
"5 советских лётчиков - истребителей во главе с капитаном Кузьминым атаковали 14 немецких самолётов, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В ожесточённом воздушном бою советские лётчики сбили 6 вражеских самолётов. Наши истребители вернулись на аэродром без потерь".
В сводке ничего не упоминалось о том, что капитан Кузьмин участвовал в сражении "обутым" в специальные ботинки - протезы. Что же, он добился своего, к нему относились без скидок на увечье...
10 февраля 1943 года командир 239-го истребительного авиационного полка майор Курочкин, представляя Кузьмина к званию Героя Советского Союза, писал в наградном листе:
"Участвует в Великой Отечественной войне с первого её дня, смелый лётчик - истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы произвёл 270 боевых вылетов, из них: на штурмовку наземных войск и аэродромов противника - 15, на разведку - 70, на сопровождение нашей авиации - 30. Остальные вылеты произвел на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника. Провёл 90 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника, 6 - в группе. Штурмовыми действиями лично уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 солдат и офицеров противника. Будучи командиром эскадрильи, правильно сумел организовать боевую работу подразделения. В результате его эскадрилья только на Сталинградском и Южном фронтах сбила 27 самолётов противника".
28 апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Георгий Кузьмин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина.
Спустя некоторое время после присвоения ему звания Героя, Кузьмин стал первым асом в полку, сбившим лично 20 самолётов противника.
Когда же он сбил 21-й самолёт, армейская газета поместила на своих страницах его портрет. Фотокорреспондент снял его в кабине самолёта, на котором была нарисована 21 звезда - по числу уничтоженных им вражеских самолётов. А один из однополчан Георгия, блестящий лётчик - истребитель, будущий Герой Советского Союза Евгений Дранищев, восторгаясь боевыми делами Кузьмина, сказал: "Жаль, что я не писатель, а то бы написал о нём книгу".
18 августа 1943 года Кузьмин вылетел в составе группы, которую вёл командир полка Морозов. Возле города Снежное ( Донецкая область ) лётчики встретили большую группу Ме-109. Морозов с ходу сбил один "Мессер", но тут в самолёт Kузьмина попал зенитный снаряд. Машина загорелась и пилот был вынужден покинуть её. К несчастью, его самолет, падая, зажёг купол парашюта...
Уже мёртвым подобрали и с почестями похоронили Героя бойцы наших передовых частей. К моменту гибели Георгий Павлович Кузьмин совершил около 300 боевых вылетов, участвуя более чем в 100 воздущных боях, сбил 22 самолёта лично и 7 в группе с товарищами.
В канун Дня Воздушного Флота СССР в газете "Сталинский воин" была опубликована клятва советского аса гвардейца Георгия Кузьмина, слова которой и сейчас звучат как заключительный аккорд его героической жизни.
"...Пока глаза мои видят, а руки способны держать штурвал, я клянусь множить счет нашей неумолимой мести врагу и с удвоенной силой бить фашистское зверье до полного освобождения от него советской земли и неба над нею".
"Красноярским Маресьевым" называют Георгия Павловича Кузьмина земляки. В память о нем в городе Заозерном и селе Нагорном Красноярского края одна из улиц названа его именем. Имя героя также носит Рыбинская восьмилетняя школа. Героя помнят в Донбассе, где красные следопыты школы № 1 города Красный Луч создали стенд, посвященный его жизни и боевым подвигам.
Имя Героя Советского Союза гвардии майора Георгия Павловича Кузьмина навечно останется в человеческой памяти.